Косметические препараты, блокирующие нервно-мышечную передачу, изготовленные на основе нейротоксинов, не принято обсуждать с точки зрения их влияния на #социум и #экономику. Масс-медиа обычно приводит нам негативный опыт использования таких препаратов на примере отдельных людей, а чаще всего звёзд #шоу-бизнеса. В отдельную категорию можно выделить истории популярных #фриков, зарабатывающих на своём косметологическом уродстве в социальных сетях.
Тем не менее социальные эффекты есть и они уже хоть и вяло, но рассматриваются в специальной литературе.
Самый известный и популярный препарат из описываемой нами группы лекарств для ботулинотерапии - Botox, но за последние десять лет было разработано, испробовано и выпущено на рынок несколько аналогов. Европейцы разработали препарат Диспорт (Dysport, производитель - Ipsen Biopharm) и вышли с ним на рынок индустрии красоты. В Германии, кроме того, разработали Ксеомин (Xeomin, производитель Merck), китайцы создали Лантокс (Lantox, производитель - LANZHOU INSTITUTE OF BIOLOGICAL PRODUCTS ), а есть и российский аналог ботокса — Релатокс, производимый ныне в Башкирии (производством препарата занимается крупнейшая фармакологическая компания НПО «МИКРОГЕН», являющая частью российской государственной корпорации «Ростех»). Российский и китайский аналоги Ботокса считаются бюджетными. Российский аналог при этом по соотношению цена/качество выглядит более благоприятно.
Ситуация с конкуренцией по ботулотоксинам выглядит крайне интересно! Дело в том, что организм пытается выработать к "отраве" антитела, поэтому косметологи рекомендуют чередовать препараты и конкуренция вдруг превращается в латентное сотрудничество. Инъекции хватает на 4-8 месяцев в зависимости от препарата. Xeomin имеет в этом отношении важный рыночный недостаток - пониженную эффективность после использования Botox.
Но, вернемся к главному герою - Botox. Первое исследование, детализирующее использование ботулотоксина в косметологии было опубликовано уже в 1992 году. Прелюдией к косметологии были попытки лечить ботулотоксинами косоглазие. При этом был обнаружен побочный эффект - разглаживание морщин в зоне инъекций. Уже через пару лет косметологические инъекции стали доступны практически во всём мире.
Бенефициаром этого удачного открытия стала калифорнийская компания Allergan. В 2014 году её решили поглотить ирландцы из Actavis, Plc. Поглощение обошлось примерно в 70,5 млрд. долларов. Объединенная компания была переименована в Allergan, Plc 17 марта 2015 года.
Большую часть акций новообразовавшейся транснациональной корпорации приобрели такие акулы как The Vanguard Group, Wellington Management Group, BlackRock, State Street Corporation, Fidelity Investments.
В мае 2020 года состоялась сделка американского производителя лекарств AbbVie (ABBV.N) с ирландской фармацевтической компанией Allergan (AGN.N) по поглощению на сумму в $63 млрд.
AbbVie приобрела контроль над выгодным лечением морщин и диверсифицировала портфель, зависящий от лекарства от артрита Humira, приносящего $19 млрд в год. Humira — самое продаваемое в мире лекарство от артрита, но срок действия патента в США скоро подойдет к концу, а на другие страны патент не распространяется.
По данным Ростеха потребление ботулотоксинов растет во всем мире. По оценкам экспертов, объем мирового рынка к 2025 году может достичь 7,3 млрд долларов. А что будет дальше? Население богатых стран быстро стареет. Это плюс для ботулотоксинов, но это и минус. Женщины и мужчины хотят быть сексуально привлекательными максимально долго, но после 65 лет эти препараты использовать в косметологических целях уже нельзя. Есть риски, связанные с общественным мнением и возможными последствиями использования ботулотоксинов, о которых сегодня мы еще не знаем. Так в массовом сознании постепенно развивается представление о том, что мрущие как мухи от рака мозга звёзды шоу-бизнеса являются жертвами филлеров.
В то же время продавцы ботулотоксина зачастую не брезгуют пропагандировать необходимость колоть "лекарство" как можно раньше в профилактических целях. Бизнес-модель устроена совершенно замечательно. Чем раньше человек сделает первую инъекцию, тем больше процедур он сделает до своих 65 лет. Вопрос о том, насколько красива одутловатость является спорным. Бесспорно одно: фармакологии есть куда стремиться: надо искать средства для лечения побочных последствий лечения ботулотоксинами.