Найти в Дзене

Военные версты капитана Арсеньева

Заканчивается год, в который мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Семь с половиной десятилетий минуло с той поры, когда отгремели ее последние залпы, и уже выросло не одно поколение белорусов, которые знают о войне только по книгам и кинофильмам. И по воспоминаниям дедов и прадедов, наших ветеранов, участников тех героических событий.

В семье работника редакции газеты «Моторостроитель» Ларисы Агафоновой бережно хранятся военные мемуары ее деда, Павла Арсеньевича Арсеньева. Он прошел всю войну, буквально каждое мгновенье которой запечатлел не только в собственном сердце, но и на бумаге – в память о грозном лихолетье, о боевых товарищах, о погибших на фронте братьях… Читая эту правдивую летопись войны, его потомки каждый раз проникаются еще большей человеческой благодарностью и безмерным уважением к тем людям, которые ежеминутно рисковали жизнью, стойко и мужественно переносили немыслимые тяготы и лишения во имя спасения Родины, ради Победы…

«Когда началась война, мой дед Павел Арсеньев едва успел надеть новенькие лейтенантские погоны, закончив в июне 41-го 2-е Ленинградское краснознаменное артиллерийское училище. Девятнадцатилетний паренек был направлен в Харьковский военный округ – командиром топографического взвода штабной батареи, с которой уже на второй день войны, 23 июня, отправился на фронт. Военные действия полк Павла начал на территории Белоруссии, в районе Быхова. Однако вскоре попал в окружение. На протяжении долгих месяцев, преодолевая невероятные трудности, попадая в немыслимые передряги и десятки раз чудом избегая смерти, совсем еще юный мальчишка – сначала с однополчанами, а затем один – пробирался по занятой фашистами земле к своим. Лишь в конце октября ему удалось перейти линию фронта. Дальше ему, как и тысячам других вышедших из окружения или бежавших из плена советских солдат, довелось пережить унизительные проверки и недоверие со стороны тех, кому, в принципе, лишь по счастливой случайности удалось избежать участи “окруженцев”.

Впрочем, судьба была благосклонна к моему деду на протяжении всей войны. Не один раз он был на грани гибели … Вот отрывок из дневника: “В этот день, 5 апреля 1942 года, было воскресенье и Пасха. Фашистские самолеты ожесточенно бомбили наши боевые порядки. При подходе к деревне мы увидели два двухмоторных бомбардировщика, которые летели к Зайцам с севера. Чтобы не привлекать к себе внимания, мы прижимались ближе к домам. Уже при подходе к дому, где мы ночевали, заметили, что с юга прямо вдоль деревни идут еще три “Юнкера-88”. Один из них начал пикировать. Я крикнул: “В укрытие! ” Солдаты разбежались. Я встал около стены, рядом присел красноармеец Павлов. Самолет высыпал восемь бомб. Когда первые бомбы уже разорвались, я почувствовал над головой давление сверху и понял, что бомба летит к нам. Повернув голову влево, я увидел яму. Одним махом перескочил через прислоненную к стене старую жердь и приземлился в этой яме в тот момент, когда взорвалась бомба. Все заволокло пылью и дымом, вслед за этим раздалась пулеметная очередь и рев мотора. Когда дым рассеялся, я увидел, что попал в ход, который вел в маленький блиндаж. Там пряталась от бомбежки девушка-санинструктор. Сзади послышался стон. Наверху у самого входа в блиндаж лежал раненый Никитенко. Мы занесли его в блиндаж. Осколком бомбы ему вырвало часть спины слева от позвоночника. Когда он дышал, воздух выходил через рану. Сознания он не терял, кричал: “Лейтенант, помоги! ” Санинструктор с моей помощью кое-как перевязала его. Уложили на земляные нары в блиндаже. Я вышел из блиндажа. Воронка от ближайшей бомбы была в одном метре от входа в него. Следующая бомба угодила в конюшню, где стояли лошади. Всех их разнесло на куски. Половина лошади была выброшена даже на дорогу метров за двадцать от конюшни. Павлов продолжал сидеть на том же месте, прислонившись к стене сарая. Череп его был снесен осколком. Ремень карабина оторван взрывной волной. В сарае лежали убитые Соболев и Кравченко. Их изрешетили осколки…”

Павел Арсеньев воевал в разведывательном артиллерийском дивизионе: командовал сначала топвзводом, затем – батареей звуковой разведки. Прошел фронтовыми дорогами в составе частей Западного, Северо-Западного, 2-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов, за мужество и героизм был награжден орденами “Красной Звезды” (в январе 43-го), Отечеcтвенной войны – II (август 44-го) и I (апрель 45-го) степеней, медалями “За освобождение Варшавы”, “За боевые заслуги”, “За победу над Германией” и “За взятие Берлина”.

-2

В штурме главной цитадели фашизма принимал участие и дивизион Павла Арсеньева, о чем он подробно написал в своих дневниках.

Из записей П.А. Арсеньева: “В конце марта 1945 года соединения и части 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта завершили перегруппировку с севера на берлинское направление. Батарея звуковой разведки, которой я тогда командовал, заняла боевой порядок на плацдарме на левом берегу Одера… До Берлина оставалось 60 км. Войска готовились к последнему наступлению в войне.

Вечером 15 апреля в батарее состоялось открытое партийное собрание, на котором зачитали очень волнительное обращение Военного Совета фронта, призывавшее воинов добить врага в его собственной берлоге. Это обращение воодушевило нас…

…16 апреля… в 5.30 (по московскому времени) наши танки и пехота при свете сотен мощных прожекторов и поддержке огнем артиллерии перешли в атаку… Наступление наших войск успешно развивалось…

Меня, как и других, кто четыре года прошагал по трудным дорогам войны, радовала мощь нашей армии, наступавшей на Берлин. Огромные колонны войск двигались днем без маскировки. В воздухе – наше полное превосходство. Отдельные фашистские самолеты, появлявшиеся над колоннами, уничтожались огнем зениток или истребителями прикрытия…

22 апреля батарея 122-милиметровых пушек нашей бригады… открыла огонь по Берлину. Моральное значение этого действия было очень велико – защитники Берлина увидели наяву, что мы уже в 20 километрах от столицы фашистского рейха… Враг сопротивлялся ожесточенно…

25 апреля по приказу командира дивизиона я направил старшего сержанта Боброва А.П. и сержанта Минина М.П. для участия в штурме Рейхстага. Штурмовая группа нашей бригады, действуя на участке батальона капитана Неустроева С.А., вместе с пехотой ворвалась в здание Рейхстага 30 апреля и установила на нем флаг с надписью “136 армейская пушечная артиллерийская бригада”… Все участники штурма из этой группы были награждены орденами Красного Знамени, а в сентябре 1945 г. – еще и орденами Ленина.

-3

Утром 2 мая наши герои вернулись в батарею. В этот же день остатки берлинского гарнизона капитулировали. Личный состав батареи 2 мая взял в плен 186 фашистских солдат и офицеров. В одном из зданий тюрьмы Маобит нам довелось увидеть трупы главного пропагандиста фашизма колченогого Геббельса, его жены, дочерей и последнего начальника генерального штаба гитлеровского вермахта генерала Кребса… Для нас война закончилась 4 мая… 5-го части нашей армии были выведены из поверженного Берлина…”.

-4

Этими строками завершилось повествование моего деда, капитана Арсеньева, о пережитом им в годы Великой Отечественной. Каждый раз, с волнением перечитывая пожелтевшие от времени страницы его боевой автобиографии, я думаю, что судьба моего деда похожа на судьбы тысяч других Советских Воинов, потом и кровью отвоевавших для нас мирную жизнь…

После Победы Павел Арсеньевич до октября 1947-го служил на территории Германии. Затем нес ратную службу в Белорусском и Уральском военных округах. Выйдя в отставку в 1961 году, подполковник Арсеньев обосновался с семьей в белорусской столице, где долгое время трудился на Минском радиозаводе им. 50-летия КПБ (ныне – ОАО “Горизонт”). В 1987 году Павел Арсеньевич ушел из жизни. Но он навсегда остался в памяти своих детей, внуков, правнуков. Моя дочь, которой исполнилось 14 лет, всегда с большим волнением просматривает военные дневники своего прадеда, со слезами на глазах она смотрит военные фильмы, и я уверена, что она всегда будет помнить о том подвиге, который совершил ее прадед во имя светлого будущего других поколений».

Лариса Агафонова

Фото из архива семьи АГАФОНОВЫХ

#mmz #ммз #75летпобеды #капитанарсеньев