Найти тему

Зашито в ДНК. О чём могут рассказать гены?

Оглавление

Что такое геном человека, сегодня знает практически каждый. Гены человека содержат индивидуальную информацию, и учёным наконец удалось её прочитать. Расшифровка генома стала настоящим прорывом в медицине и криминалистике. А в российской правовой системе даже появилось новое понятие «геномная регистрация». Некоторые сегодня проходят её в обязательном порядке. Ожидается, что в недалеком будущем генетический паспорт вообще станет чем-то совершенно обычным. Какую информацию хранит ДНК? И как эта информация может быть использована? У кого будет доступ к базе данных генотипов нации?

Иван Юдин/ТАСС
Иван Юдин/ТАСС

Насколько это нововведение кажется полезным для раскрытия преступлений?

Следует различать генетический паспорт в усечённом варианте, когда он создаётся для точной идентификации человека. Это своего рода уникальный дактилоскопический отпечаток — только не пальца, а структуры ДНК. Для этих целей генетические паспорта, безусловно, вводятся ради разоблачения преступников. Но даже этот вариант использования генетической информации чреват множеством проблем.

Генетическая информация принадлежит не только самому человеку. В зависимости от степени родства, чем ближе родство, тем больше у конкретного человека общих генов с родственниками. И полученная информация позволяет идентифицировать не только того, кто, например, совершил преступление и по закону подлежит обязательной процедуре, но и идентифицировать в известных пределах и его родственников.

Если человек в итоге был оправдан, а геномную регистрацию уже прошёл, эти данные должны как-то быть удалены? Или пусть остаются в базе? Как этически правильно это сделать?

Нельзя ставить на человеке крест после одного его проступка на всю жизнь. Обязательно даже в генетическом и дактилоскопическом паспорте нужно обговорить сроки хранения информации о человеке, который совершил какое-то правонарушение.

Конечно, вопрос генетического и дактилоскопического паспорта требует регламентации. Он требует прежде всего чёткого определения, сколько будет храниться информация, где будет она храниться, какой род информации, какие способы хранения этой информации, чтобы она не попала во вторые руки, не могла использоваться криминальными структурами или же в интересах третьих лиц. Чтобы защитить права человека в первую очередь.

На законодательном уровне обсуждали ещё одну идею — ввести геномную регистрацию для иностранных граждан, которые приезжают работать в Россию.

Эта история с повальной паспортизацией кажется популистской. У нас недостаточно ресурсов для этого. И самое главное — в любом случае это всё-таки посягательство на свободу, на тайну какой-то личной жизни. У нас очень давно у всех есть возможность прийти в ближайшее отделение милиции и сдать отпечатки пальцев, но как-то люди этим не увлекаются. Даже взятие отпечатков пальцев в посольстве при получении визы Евросоюза очень многими воспринимается как нарушение персонального пространства. В этом смысле такая огульная ДНК-дактилоскопия не оправдана.

Мы на самом деле сейчас имеем достаточно много инструментов, чтобы контролировать людей и внутри страны, и приезжающих. Сейчас есть цифровые паспорта, биометрические данные. В этом смысле ДНК-информация — это данные самого высокого уровня. Они нужны, по большому счёту, для идентификации человека в состоянии, когда мы не сможем снять обычные биометрические данные, по которым мы можем его идентифицировать. Фактически речь идёт о том, что это необходимо либо в отношении трупов, либо в отношении действительно следов биоматериала во время каких-то криминальных расследований.

Какая информация может быть в генетическом паспорте? Что так отчаянно мы хотим защитить?

Абстрактный набор генетических маркеров, который ничего не значит, — это первый, самый простой вариант. Там может быть своего рода медицинская информация, информация о происхождении человека. То есть, в принципе, спектр возможных данных довольно большой.

Подписывайтесь на канал ОТР в Яндекс.Дзене и делитесь ссылкой в соцсетях!