Я долго думал о том, стоит ли в свои обзоры включать музыку в жанре шансон. Сам я не являюсь поклонником песен на тему «гоп-стоп». И вообще название «шансон» было позаимствовано у французской эстрадной, зачастую авторской, песни, наиболее известными представителями которой были Эдит Пиаф и Шарль Азнавур. Этот жанр французской песни имел мало общего с «блатняком» и «дворовыми песнями», а также примкнувшими сюда «эмигрантами», которые впоследствии у нас стали называть «городской романс», а в итоге и «русский шансон». Такой эволюции немало поспособствовало появление группы «Лесоповал», основателем которой был поэт Михаил Танич, который на себе испытал все «прелести» лагерной жизни. Именно с этой группой связано то, что песни на заданную тематику стали выходить из подполья и стали обосновываться на официальных концертных площадках. Достаточно вспомнить, что группа «Лесоповал» несколько раз выступала в ГЦКЗ «Россия», а позже даже неоднократно становилась участницей фестиваля «Песня года». Позже данный жанр обрел даже целую радиостанцию в лице «Радио Шансон», еще позже и телеканал «Шансон ТВ». Правда границы жанров все более и более размываются. На упомянутом телеканале можно увидеть таких исполнителей как Леонид Утесов и Марк Бернес, Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха, группы «The Scorpions» и «Машина времени», которые вряд ли когда-либо думали, что они исполняют шансон.
Если же говорить о лагерной лирике, то в нашей стране у неё, к сожалению, очень глубокие корни. Достаточно вспомнить период репрессий, когда в лагерях и за решеткой оказалось большое количество людей не за какие-то конкретные преступления, а по политическим мотивам. Михаил Танич был одним из них, который впрочем стихи на эту тему стал писать гораздо позже. А можно вспомнить еще поэзию Варлама Шаламова, Юрия Грунина, Даниила Андреева, Юрия Казарновского и многих других в стихах которых была и боль и страдания и вера в Бога и высшую справедливость, стойкость и насмешка над судьбой.
И уж коли мной было заявлено, что я буду писать о музыке всех жанров, стилей и направлений, независимо от каких-либо своих личных пристрастий, то обойти стороной такой огромный субкультурный пласт, именуемый теперь русским шансоном вряд ли представляется возможным. Одно могу сказать точно, что в качестве примера я никогда не буду приводить песни, в которых воспевается тюремная романтика. Я буду подбирать вещи на иные темы, которые никак не будут связаны с отбыванием срока и прочей малиной.
В этой связи начну пожалуй с музыканта-затворника Ивана Кучина. Да, он четырежды сидел в тюрьме и каждый раз за воровство. Первый свой срок он получил за кражу аппаратуры из дома культуры - уж очень ему хотелось иметь свою домашнюю студию.
В свое время он закончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища, но художником так и не стал, зато обнаружил в себе тягу к музыке и сочинительству. Правда проведя в общей сложности двенадцать лет за решеткой к написанию стихов прибегал время от времени. Настоящим толчком для этого послужила смерть его матери, о которой ему даже не сообщили, опасаясь, что он может совершить побег. Это событие навсегда перевернуло его жизнь, - Иван Кучин в один миг повзрослел, поняв, что он потял опору и единственного родного человека. Он уже больше не попадет в тюрьму, а сочинение стихов и песен станет более серьезным и основательным процессом. А свою прежнюю жизнь Кучин назовет ошибкой молодости и бесцельно потраченными годами.
К 1985 году Иван Кучин подготавливает свой первый альбом, который по иронии судьбы распространили по стране милиционеры, изъявшие его во время очередного ареста.
В 1995 году Иван Кучин обосновывается в Москве, женится и постепенно налаживает свой быт. К тому времени уже выходит компиляция первых записей Ивана Кучина, которую выпустила компания APEX Records под названием «Из лагерной лирики». Этот период отмечается наибольшей активностью, когда один за другим выходят альбомы «Хрустальная ваза», «Судьба воровская», «Запретная зона». В этот же период он готовит материал для сольного альбома своей жены Ларисы Кучиной «Сломалась веточка».
В альбомах Ивана Кучина помимо, собственно, лагерной лирики присутствует много песен посвященных маме - её смерть оставила на сердце глубокий след, и он вновь и вновь возвращался к этой теме, чувствуя свою вину за то, что не сумел проводить её в последний путь. Такие песни, как «Милая родная моя мама», «Мама», «Родные места», «Мамины слезы», «Матушка» он посвящал не только своей маме, но и всем родителям, о чем он постоянно заявлял на своих концертах.
Канал Иван Кучин
Иван Кучин ведет полузатворнический образ жизни - с женой он развелся, из Москвы уехал и поселился в деревне за 101-м километром. Для своих песен аранжировки он делает сам, у него никогда не было продюсера. В Москве он никогда не выступает и никогда не ходит на концерты других исполнителей.
В 2001 году Кучин выпускает альбом «Царь-Батюшка», на котором вместо привычных песен на традиционную до сего дня тематику зазвучали песни исторической и патриотической направленности.
Канал Иван Кучин
В 2003 году Иван Кучин из рук Героя России, генерала Г.Н. Трошева получает награду, медаль «За службу на Северном Кавказе». А в 2018 году Кучин выпускает диск «Военный альбом», на котором все песни посвящены тем, кто связал свою судьбу с военной службой и тем, кто их с этой службы ждет.
Канал Иван Кучин
Песни с этого альбома особенно популярны на официальном YouTube канале Ивана Кучина.
Будем благодарны за ваши лайки, оценки статьи, за комментарии и обсуждения, а также за подписку на канал.
Также вы можете ознакомиться с другими статьями канала:
- Музыкант-надомник Юрий Лоза. Была ли жизнь до песни «Плот»?