Не будет преувеличением сказать: Марина Звягинцева — одна из талантливейших основоположников паблик-арта в России. Выразитель духа и сути современного «авангарда»; художник, здесь и сейчас формирующий саму идеологию этого вида искусства.
Номинированная на целый ряд престижных премий, она известна нам как автор масштабных проектов site-specific. Направления, дарящего возможность соприкоснуться с авторским замыслом в самом что ни на есть прямом, физическом смысле этого слова. А что ещё важнее — стать его активной, деятельной частью, давая волю собственному творческому «Я», порой до неузнаваемости меняя сам смысл арт-проекта. Быть подлинным героем и одновременно — соавтором произведения искусства. Без сомнений, стеснений и прочих «порогов вхождения», органично и просто.
Звягинцева «отменяет правила игры» большого города. В просторных рамках её произведений вечно давящие на психику горожан бетонные горы «многоэтажек», «омываемые» шумными потоками машин, как бы отступают на задний план. Оставляя Вас в центре композиции, наедине с собственным воображением и предлагаемыми Звягинцевой обстоятельствами. Отныне Вы и только Вы — главный герой/героиня яркого момента. Его «Альфа и Омега». Только Вам принимать решение о том, сколько, когда и какими способами контактировать с пространством явлений, эмоций...
Решите прибегнуть к помощи предлагаемых художницей арт-объектов, ландшафта или волонтёров-активистов, объединить усилия с иными участниками проекта? — дерзайте! Вам самим есть что сказать в рамках предложенной темы? — действуйте!
Лично нас, скромных авторов канала «Живопись», более всего «подкупает» то, как смело, но в то же самое время — деликатно и непредвзято героиня нашей статьи берётся за исследование как современной, так и ретроспективной действительности. Как создаёт уникальные работы, органично «вписанные» в архитектуру каждой конкретной локации. В саму атмосферу места, времени, события...
Несколько крайних лет Марина Звягинцева проводит самую настоящую «мирную интервенцию» современного искусства в культурное пространство города. Её «арт-войска» один за другим освобождают наши мысли и чувства из плена эмоциональной изоляции и социальной атомизации, делают каждого из нас чуть ближе и понятнее для окружающих.
Примером сказанному выше может послужить инсталляция «Классная игра», реализованная на платформе московского «Класс-центра», известного своей творческой атмосферой и креативным подходом к организации обучения. Фасад корпуса, превращенный в аллюзию на гигантскую клавиатуру рояля — метафора «созвучия» целей труда учеников и их наставников. «Дисплей», транслирующий события школьной жизни — словно зеркало самой жизни, позволяющее учащимся взглянуть на себя со стороны. Клавиша «Ввод» — как приглашение к осознанию самих себя в мире искусства.
Нам очень понравился site-specific проект Марины Звягинцевой, носящий имя «МедиаДвор». Работа выполнена в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства. Художнице удалось затронуть проблему взаимодействия традиционных и новейших средств коммуникации, тему взаимопроникновения виртуального и реального аспектов нашей общей действительности. Стилизованное изображение огромной материнской платы, неожиданно оказывающейся у Вас под ногами, меняет привычное восприятие окружающего пространства, но что ещё важнее: помогает по-настоящему глубоко отрефлексировать степень взаимопроникновения виртуального и реального аспектов нашей общей действительности.
Частью проекта «Знаки», украсившего внутренние дворы столичного Технопарка, стали «Скамейки для юзера», выполненные в виде спирально закрученного знака @. Их утилитарная функция с первого взгляда выглядит простой данью дизайнерскому решению. На самом же деле данный паблик-арт тонко иронизирует на тему перехода виртуального общения в реальную плоскость. Расположившиеся на них жители мегаполиса, привыкшие общаться с помощью гаджетов, наконец-то могут заглянуть в глаза друг другу и по-настоящему преодолеть разделяющие их виртуальные преграды всемирной паутины.
Арт-объект «Притяжение» — наш личный «фаворит». Созданный весной 2020 г. на дамбе Царицынского пруда, он развивает тематику проекта «Запертые чувства». Его цель — символизировать «Ренессанс» межличностной коммуникации, который должен неизбежно последовать за окончанием трудного периода пандемии. Эта работа Звягинцевой — ещё одна теза о невозможности подмены живого диалога виртуально-цифровым. Как гласит старинная истина: «Человеку нужен человек»; и взаимная «гравитация» человеческих душ всегда найдёт своё воплощение, каковы бы ни были преграды.
Автор: Лёля Городная