На канале «Россия-1» cостоялся премьерный показ телесериала «Бомба», посвященного истории реализации атомного проекта в Советском Союзе в рекордно короткие сроки – с августа 1945 года по август 1949-го. Режиссер сериала – Игорь Копылов – персона уважаемая и известная в экранных кругах. Имя продюсера - Валерий Тодоровский – звучит еще громче. И этот дуэт был гарантией качества того, что предстояло увидеть зрителям.
Не стоило забывать и о том, что тема создания ядерного щита для нашего Отечества достаточно долгое время была под негласным запретом ввиду режима секретности и соблюдения гостайны. Впервые «отец советской атомной бомбы», трижды Герой Социалистического Труда Игорь Васильевич Курчатов появился на экране не названным персонажем в пафосной фреске Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» (1972). Потом был мощный портрет, исполненный Сергеем Бондарчуком в драме Игоря Таланкина «Выбор цели» (1974). Однако тогда под вымышленными именами остались в кадре, либо вовсе были не названы, реальные фигуры советского атомного проекта.
Нынешний сериал, пожалуй, впервые, за 70 с лишним лет являет впечатляющую и драматическую картину того, как СССР пытался догнать и догнал-таки экс-союзника США в гонке за паритет в сфере ядерного оружия. Так в сериале помимо Курчатова (Михаил Хмуров) появились его соратники и сподвижники – Юлий Харитон (Андрей Смелов) и Борис Ванников (Владимир Богданов). И символично, что именно в нынешней «Бомбе» наконец-то показано, кто был самым главным действующим лицом всей истории с советской атомной бомбой. Лаврентий Павлович Берия, давняя фигура умолчания в связи с этим важнейшим сюжетом мировой политики, прежде интерпретировался не иначе как палач и садист, сластолюбец и тиран. Но факты – упрямая вещь, и они нам напоминают о том, что именно он, Л.П. Берия, уничтоженный в 1953 году как английский шпион, руководил проектом, добиваясь порою невозможного. Эта роль досталась Виталию Коваленко, который уже однажды был киноЛениным. Нынче он играет человека-легенду, хотя бы и со знаком минус. Но в том-то весь и фокус РЕАЛЬНОЙ истории, что ее творили и творят люди, которые, быть может, и преследовали собственные цели, но думали и заботились о благе вверенной им державы. Нынешний экранный Берия именно таков. У таких, как он, были свои недостатки и порою губительные страсти, но дело для персонажей подобного калибра было прежде всего.
О конфликте личного и общественного и повествует основная фабула сериала, круто замешанная на отношениях двух друзей-физиков – Кирилла Иноземцева (Владимир Добронравов) и Михаила Рубина (Евгений Ткачук), в которые вмешивается любовная интрига вместе с образом бывшей невесты Михаила и нынешней супруги Кирилла Анны, которую играет Евгения Брик. Собственно, это и есть та выдуманная частная история, которая отражается в главной интриге сериала – трудностях и сложностях процесса производства атомной бомбы. Физика здесь борется за доминирующее место в сюжете с лирикой. И мелодрама порою перекрывает по смыслу и эмоциям сложнейший процесс работы над бомбой, но окончательно этот жанровый поток переживаний всех персонажей главной «тройки» все-таки не смог «одолеть» трагическую историю о том, как силы добры вынуждены были творить смертельное оружие зла дабы защитить страну и миллионы ее граждан. Тема нравственного выбора и моральных сомнений, которые мучают сознание большинства экранных ученых вначале, постепенно уходит за пределы повествования. Тогда на первый план выходит страстная одержимость во что бы то ни стало создать ту самую бомбу, которая, как казалось тогда, решит многое и в судьбе страны, и в судьбе всего мира.
Тем, кто не жил и не вырос в условиях ядерного паритета, достигнутого нашей страной ценой невероятных усилий и жертв, может показаться надуманной весь драматизм того исторического контекста, который отчетливо явлен в нынешнем сериале. Быть может, впервые в нашей экранной культуре нам показали и даже порою временами объясняли не только сложный научно-технический процесс создания атомного оружия массового уничтожения, но откровенно и наглядно указывали на то, что практически четыре года судьба страны-победительницы в кровавой мировой бойне висела на волоске, находясь под возможным дамокловым мечом ядерного удара со стороны бывших стран-союзниц. Как мы теперь знаем, подобные планы у руководства США и Великобритании действительно существовали.
И в этой страстном и порою безжалостном сражении за бомбу и формировалось то ее «братство», в котором были и свои герои, и свои жертвы. Прежде всего, среди тех, кто хлебнул в оные годы тюремного фунта лиха, как герой Евгения Ткачука, пожалуй, самого яркого персонажа сериала, который, как кажется, «забрел» из иных фильмов и сюжетов других времен. Мне трудно представить, чтобы отсидевший четыре года по политической статье человек вел бы себя таким размашистым и несдержанным образом, как это явлено зрителям в сериале. Однако все дело в том, что даже сегодня мы не все знаем о том, как в 1949 году наша страна выиграла еще одну супербитву за собственное будущее, и что какие страсти и переживания мучили участников этого сражения. Недаром, как гласит легенда, Курчатов на вопрос Сталина о цене создания атомной бомбы, получил весьма красноречивый ответ: «Это будет стоить как еще одна война».
А чтобы зрители в этом не сомневались авторы картины в финале каждой серии изобрели визуальный момент истины, разместив на фоне бегущих титров документальные микроинтервью тех ученых, кто в действительности участвовал в событиях, о которых повествует фильм. Запомнилась реплика одной из женщин-ученых: «Мы ведь это оружие не для войны создавали, а для мира». Сейчас на дворе 2020-й год, и хотя в мире нынче неспокойно, но созданное тогда, в 1949-м, и позднее, гарантирует всем нам возможность его сохранения. Кто в этом сомневается, пусть посмотрит сериал «Бомба».
Сергей Ильченко