Изобретение музыки, уходящее в глубину веков, - бесценно. Значение дерева в ее появлении тоже неимоверное. У каждого музыкального инструмента есть свое собственное дерево, придающее ему уникального звучания.
Если самодельных пращуров скрипки, например, гудки и гусли, делали из любого попавшегося куска древесины, то начиная з XVI века, когда сложилась современная модель этого музыкального инструмента, ее изготовляют исключительно из резонансной ели и волнистого клена (явора). Ель используют для верхней деки, клен - для нижней деки и обечаек. Деки делают либо из цельного куска дерева, размещая его так, чтобы речные кольца сужались слева направо, либо с двух склеенных кусков, тогда сужение колец должно идти к центру деки. Душка в скрипке тоже еловая, а вот для струнодержателя и подгрифка, раньше изготавливаемых из красного и черного дерева (эбенового и палисандра), в наше время часто используют разные сплавы металлов или пластмасс.
Дерево, годящееся для скрипки должно быть правильно заготовленным и высушенным. Используется конкретная часть столба, с подходящей плотностью древесины. Дерево, росшее на очень богатой или, наоборот, бедной почве для скрипки не подходит. К тому же, это должно быть дерево, которое никогда не болело и не ломалось, о чем можно узнать по речных кольцах. Если они в каком то месте не параллельны - дерево можно пускать на дрова. Поэтому мастера покупают материал для скрипок у профессиональных заготовщиков. Кроме того, на звучание инструмента влияет лак, которым его покрывают. Лак должен защищать дерево от порчи под воздействием внешней среды, но не влиять на его акустические характеристики. К примеру, испортить звук может слишком толстый шар лака или неравномерная пропитка материала.
В поисках идеального звучания мастера неоднократно пробовали предавать скрипке других форм, изготовляли ее из других сортов дерева. Но все же, сочетание ели и клена считается наиболее выгодным.
Для производства гитар используют разный материал, зависимо от желаемого звучания. Например, верхнюю деку акустической гитары зачастую изготовляют из той же ели или кедра, придающей инструменту твердое и звонкое звучание. Обечайки и нижнюю деку принято делать из одного сорта древесины, например клена, палисандра или красного дерева, которые способствуют формированию более мягкого звука.
Электрогитары изготовляют из ольхи, липы, звучащих ровно и сбалансировано во всех частотных диапазонах. Для более плотного и сочного звука, подходящего для тяжелой музыки, используют красное дерево или близкий по акустическим свойствам, но более дешевый вариант - агатис. Очень певучие, с отличными басами и чистыми верхними нотами - электрогитары из болотного клена.
Многие всемирно известные бренды делают гитары высокого класса из ореха, в то время как самым доступным, “ученическим” инструментом считается гитара из тополя.
Мастера рассказывают, что для того, чтобы увеличить сустейн (длину звука) деки инструмента надо сделать толще обычных, а гриф - из плотного дерева. Для большей звонкости и отзывчивости рекомендуется поставить тонкий гриф из мягкого дерева и тонкие деки.
Для каждой части клавишных инструментов тоже есть свое дерево. Чаще всего корпус пианино изготовляют из той же ели. Это дерево обладает превосходными акустическими свойствами. Оно очень эластично и способно быстро “отзываться” на звук. В то же время, низкая плотность ели сочетается с высокой жесткостью, влияющей на чистоту звучания. Многие производители используют также орех, красное дерево, все же, ель считается наиболее поющей. Для изготовления молоточков и клавиш используют твердые сорта древесины, к примеру, бук и черное дерево.
Первые духовые музыкальные инструменты тоже были деревянными. Так, дудки делали из какого-то пустотелого материала, например, камыша. Для флейт годится только твердое дерево: хорошей выдержки клен, эбеновое дерево или палисандр. В Китае этот инструмент зачастую изготовляли из тростника, бамбука и очень твердого нефрита (дерева-камня). Большинство современных флейт изготовляют из металла (от никеля до золота). Это уже медный духовой инструмент, музыка которого зависит от изменения силы вдувания звука. Традиционно деревянными духовыми инструментами, высота звука в которых формируется перекрыванием отверстий, кроме флейт, считаются кларнеты, гобои, фаготы и саксофоны.
Как видим, дерево обладает уникальными акустическими свойствами. И если его правильно вырастить, заготовить, склеить и покрыть лаком, оно обязательно запоет, придавая музыкальному инструменту неповторимый тембр и чистоту звука.
Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки.