А вы помните, какую мелодию слышали вчера в супермаркете, выбирая продукты на ужин, или сегодня, обедая в соседней кафешке? Музыка ведь не только услада души, но и тот еще инструмент продаж.
Не зря еще Конфуций говорил, что музыка дает власть над людьми. Власть музыкантов над фанатами видна на их концертах, власть владельца магазина, запустившего в ваши уши “правильную” мелодию - по выручке в конце дня.
Впервые использовать музыку в рекламе начали еще в конце 1950-х годов в США. Много времени утекло с тех пор, и на Западе даже появились специализированные компании, формирующие продающие плейлисты за приличные деньги. Численные исследования позволили выделить несколько закономерностей, определяющих решения человека при совершении покупок под музыку.
Медленная музыка в супермаркетах
Когда в маркете, куда вы зашли за вечерними покупками, звучит медленная музыка, готовьтесь купить чуть больше, чем собирались. Согласно исследованиям, медленная музыка способствует неторопливому передвижению человека в пространстве. Вы не спеша проходите мимо отдела со сладостями, и кроме печенья решаете взять еще конфеты и мармелад. Минуете мясной отдел, и берете про запас куриное филе для отбивных на завтра и фарш для котлет, которые приготовите не скорее воскресенья. Миссия музыки выполнена.
McDonald's vs Ресторан
Оказывается, что клиенты заведений общественного питания тратят на 23% больше денег в ресторанах и кафе, в которых звучит медленная музыка. Все из-за того, что под нее они начинают есть и пить не спеша, соответственно, остаются на дольше. В фастфудовских заведениях, наподобие McDonald's, наоборот играет энергичная и веселая музыка, способствующая быстрой циркуляции клиентов. Люди не только едят быстро, но и скорее уходят оттуда. Под такие мелодии просто не сидится на месте. Если танцевать и прыгать неуместно - на подсознательном уровне просто хочется уйти.
Фокусы со временем
Нет универсальной музыки, способствующей увеличению продаж. Маркетинговый фокус с применением различных мелодий не удастся, если владелец бизнеса хорошо не изучит свою целевую аудиторию. Исследуя структуру клиентской базы, предприниматель начинает понимать ее неоднородность. Магазин или кафе посещают женщины и мужчины разного возраста, социального статуса и рода деятельности. Как повлиять на всех? Нужно просто составить план музыкальных треков на разное время суток. Домохозяйки обычно скупаются в середине дня, офисные сотрудники - вечером. Это уже кое-что. А изучив конкретный район города, можно узнать еще больше и сформировать плейлист по предпочтениям посетителей того или иного времени суток. Доказано, что если музыка в магазине соответствует музыкальным пристрастиям клиента, он проводит в нем на 20% больше времени. А больше времени в магазине - значит больше товаров в корзине. И расходов тоже.
Хиты противопоказаны
Работая з музыкальным маркетингом, исследователи пришли к выводу, что подбирать музыку для реклам некоторых бизнес-проектов следует, учитывая интеллектуальный уровень клиентов. Например, если речь идет о книжном магазине, лучше забыть о хитах. Угадать, какую музыку слушает посетитель, сложно, но вы не прогадаете, если включите что-то малоизвестное и необычное. Для клиента книжного магазина музыка - не фон, а полноценное произведение. Он обязательно заинтересуется необычной новинкой, и может быть даже захочет дослушать ее. А заодно приобретет еще несколько книг.
Авторитетная музыка
Если в помещении магазина, ресторана или другого коммерческого заведения воспроизводится музыка известного, уважаемого исполнителя, у покупателя формируется позитивное отношения в бренду. Но иногда эта карта может сыграть против компании: если продукт или услуга не соответствуют музыке, а их сочетание становится откровенным оксюмороном. Например, если в магазине с детской одеждой звучит рок-музыка.
Особенная мелодия
Музыка в рекламе имеет отличное свойство связывать визуальные и аудиальные образы. Если у продукта или услуги есть собственный джингл, его прослушивание будет вызывать устойчивые ассоциации с брендом, а привязанный к нему текст хорошо запомнится. Эффект проявится не сразу: фирменная мелодия часто явлется игрой на перспективу. Например, через месяц вы решите пойти в поход, для чего понадобятся новые кроссовки. И тут ваш мозг вспомнит мелодию последней рекламы Nike. Отправившись в магазин за спортивной обувью, вы наверняка выберете кроссовки этой торговой марки.
Трудно сказать, музыкальный маркетинг - это хорошо, или плохо. С одно стороны, кажется нечестным, что мы совершаем некоторые покупки из-за продуманного эмоционального воздействия на нас. Но никто же не жалуется, когда музыка побуждает его рвануть в путешествие, признаться в любви, написать стих. Музыка - тот еще манипулятор, но она таинственна и прекрасна. И иногда даже приятно осознавать, что вы совершили что-то, пребывая в плену мелодии. Может, за новые кроссовки и забитый продуктами холодильник вы ее тоже поблагодарите ;).
Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки.