«Строительство БАМа потребовало много сил, нервов, здоровья. Многие, как ни печально и горько, ушли из жизни раньше срока. Работать все 15 лет пришлось в экстремальных условиях.
Назову только некоторых по Мостоотряду №5: начальник М.Г. Пильщик, Б.Н. Филипповский, прораб В.А. Шарыпов, бригадиры А.А. Шестак и А.Ф. Шулянский, начальник ПТО А.А. Снятков и многие другие. Несколько лет назад ушел из жизни и герой нашего очерка Виталий Владимирович Ивойлов», — пишет в своей книге «Нет, Вы не напрасно прошли по планете, прожили жизнь на высокой волне» Михаил Москвин.
Замечу, что сама книга была издана в 2018 году, а, например, очерк о мостостроителе Виталии Ивойлове написан автором ещё в июне 2004 года. Думаю, что этот человек заслуживает того, чтобы мы вспомнили его ещё не раз.
Военное детство
Почти все герои БАМа родились в деревнях. Не стал исключением и Виталий Владимирович Ивойлов. Родился он в 1930 году в деревне Бариново, что в Ярославской области. Но жизнь в деревне с таким красивым названием была далеко не барской, хотя колхоз перед войной крепко стоял на ногах.
С самого юного возраста Виталия одолевали разные тяжелые болезни: то тиф, то корь, то желтуха. Ветром качало мальчика от слабости и худобы. «Не жилец», - говорили деревенские старухи. Но чудом выкарабкался, живучим оказался парнишка. Из-за болезни в школе почти не учился, окончил всего два класса.
Когда Виталию едва минуло 10 лет, грянула Финская война. Отца призвали на фронт. Пришлось мальчику заменить отца по хозяйству. С неё отец вернулся целым и невредимым, но мирная жизнь продолжалась совсем недолго. Наступило 22 июня 1941 года. Отца снова призвали на войну, хотя был он уже далеко не молод. Служил санитаром. Дома осталось пятеро детей, мал мала меньше.
С началом войны детство у Виталия Ивойлова закончилось. На неокрепшие детские плечи легла тяжелая мужская работа – пахать, сеять, убирать. Фронт требовал хлеба, продуктов.
Трудодень стал чисто символическим. На него давали по 50 граммов хлеба, обычно зерна. Совсем плохо стало в семье Ивойловых, когда заболела мать. У неё признали рак груди и положили в больницу. Дети пухли с голоду. Выручил колхоз – им выделили корову.
На фронте также произошли перемены. Фашистов разбили под Москвой и фронт отодвинулся. Мама, к счастью, выздоровела, а на отца пришла похоронка – он погиб в санитарном эшелоне недалеко от Москвы.
Виталий и его друзья выполняли всю крестьянскую работу, которая не знает ни выходных, ни отдыха, ни перерывов. Сегодня их называют тружениками тыла.
Война подходила к концу. В деревню, где жил Виталий, приехали уполномоченные, набирать мальчишек в ФЗО (фабрично-заводское обучение).
Желания ребят никто не спрашивал, за уклонение немедленно следовало наказание - по законам военного времени. Стране нужны были рабочие кадры. Ни о каком призвании не могло быть и речи. В 14 лет Виталий был призван в ФЗО, а в 15 – уже работал монтажником-мостостроителем.
Рабочие университеты
После окончания ФЗО Виталий был направлен в Оренбург. Их мостовосстановительный поезд работал по воинскому уставу. Время было суровое, строгое, оно закаляло и воспитывало людей. Работа и жизнь были понятиями тождественными. В полсилы работать было просто невозможно.
Это стало не только привычкой, но и жизненной необходимостью. Но постепенно Виталию открывалась радость труда, удовлетворение, вдохновение, если хотите. Разве не радостно, если после большой, тяжелой коллективной работы над рекой поднимается ажурный красивый мост, красивый дом, кварталы, которые будут служить людям десятки лет.
Ещё у Виталия Владимировича с детства осталась крестьянская бережливость: к каждому кусочку хлеба, клочку сена, оброненному болту. БАМ строили на «Ура!» и бросались не кусочками, а тысячами кубометров леса, тракторами, экскаваторами, многотонными мостовыми конструкциями. Молодежь порой не понимала, чего он над каждой железкой дрожит, чай от этого стройка не обеднеет? Но и богаче не станет.
До БАМа было ещё далеко, а пока Виталий Владимирович строил мосты на Урале, в Оренбурской области. Набирался опыта. В совершенстве освоил профессию. Работа мостостроителей во все времена считалась элитной, но нелёгкой.
Раньше приходилось работать в кессонах. Это такие металлические контейнеры. Разрабатывали котлованы. Ох, как непросто выйти из воды. Фундамент и опоры закладываются до коренных пород. Порой подземная часть ничуть не меньше, чем верхняя. Это сегодня все перешли на бурение, а раньше работали в котлованах. Пролетные строения были клепанными.
Брошенные наспех рельсы можно потом выровнять, отрихтовать, земляное полотно - подсыпать. Ошибки, небрежности в строительстве мостов чреваты катастрофой.
В следующей публикации читайте о семейственности в семье Ивойловых и о том, как долго Виталий Владимирович шёл к своей главной награде – званию Героя Соцтруда. Не пропустите!
Спасибо, что читаете )))