Найти в Дзене
Инсайты финтеха

Переосмысление цифровых продаж. Опять

Оглавление

Специалист в области поведенческой экономики Дэн Ариели доказал, что каждый предсказуемо иррационален. И если знать поступки и мотивы покупателя, можно получить преимущество[1]. По мнению ученого, если потребитель и компания становятся семьей, последняя получает дополнительные преимущества. Лояльность выходит на первый план. Рассмотрим, как «Авито» воспользовалось этим открытием, которому уже минимум 10 лет.

Продажи все больше уходят в интернет. И чтобы выделиться и привлечь, продавцы изобретают новые алгоритмы. Или не изобретают. В любом случае, сегодня, чтобы завлечь покупателя, лучше сразу обращаться к глубинной психологии, чем успешно и воспользовалась платформа «Авито»: она «переизобрела» систему продаж.

Но вернемся чуть назад. Что такое цифровизация вообще? Это оцифровка и автоматизация всех процессов, которые есть в оффлайне. Так вот, «Авито» не только автоматизировали все, что можно, они пошли дальше и создали свою фичу, предложив рынку инновационный подход к клиенту.

Дело в том, что компания не пошла протоптанной тропой: рассылка, навязчивый маркетинг и грубый таргетинг, звонки. Они создали свою технологию, основанную на поведении пользователя. «Авито» анализирует его поведение, и в следующий раз заостряет внимание на том товаре, который он просматривал дольше всего. На котором он «застрял».

-2

Алгоритм работы платформы разработан так, что она, опираясь на определенные данные, понимает, что интересно пользователю. Я не сотрудник компании, но опыт подсказывает, что алгоритм использует комбинированную стратегию: как минимум, это «время сессии» (от нескольких секунд) и «количество просмотров» (сколько раз клиент заходит на этот или аналогичный товар и изучал его).

Возможны вариации в элементах стратегии, но суть одна: алгоритм платформы понимает, чем интересуется пользователь, и показывает ему этот товар чаще. Считаю, что именно комбинированный вариант лучше, так как если бизнес-модель выстраивается на использовании одного свойства, вероятность ошибки возрастает. Поэтому сегодня корпорации пользуются комбинированными методиками для определения поведения своего клиента: от простейшего посещения сайта до количества звонков в колл-центр. Все это обрабатывается, оцифровывается, и на основании полученных результатов формируется стратегия взаимодействия с клиентом. Классический риск-менеджмент никто не отменял.

«Авито» - интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний
«Авито» - интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний

На мой взгляд, уникальный пример «Авито» показывает, что в эпоху постмодерна уже нельзя просто иметь банк цифровых данных о пользователях и распоряжаться им как вздумается, даже продавать, что незаконно. Кейс «Авито» показывает, как можно эту информацию конвертировать в деньги. И то, что не все умеют так грамотно распоряжаться данными пользователя.

Принципы «Авито»: продавать не товар, но ценность и полезность. И эту ценность формирует сама платформа на основании проанализированных данных поведения клиента. За счет основных принципов психологии они достигают вау-эффекта: «как они, черт возьми, узнали, что мне интересно». А они просто умеют слушать (в нашем случае наблюдать). Ведь если собеседник тебя просто слушает – он прекрасен, даже если не говорит ни слова. Главное, чтобы выслушали. «Авито» выслушает, молча проанализирует и покажет в следующий раз, что нам важно и интересно. И напомнит, что товар может закончиться.

К слову, о полезности. Оценивая актуальность и ценность убеждающего сообщения, мозг быстро вычисляет вероятность того, что ожидаемые выгоды превысят затраты. Вы можете этого и не замечать, но при обсуждении коммерческого предложения мозг начинает оценивать преимущества, получаемые сверх потраченной суммы. Чистая разница обычно называется полезностью решения. Нейробиологи говорят, что человек вынужден принимать решения, основываясь в большей степени на визуальной информации. Используя визуальные стимулы, продавец гарантированно попадает в ту плоскость мозга, которая возникла более нескольких тысяч лет назад[2].

С другой стороны, Крис Пейли, физик-биолог доказал, множественное повторение доказательства увеличивает шансы, что примем это доказательство. И часто мы начинаем любить людей или предметы больше, если регулярно смотрим на их фото (большинство диктаторов отлично знали этот феномен)[3]. И это еще одно доказательство того, что «Авито» использует поведенческую психологию в своей работе.

Однако платформа не стала останавливаться на достигнутом. Ненавязчиво она говорит, что товар ценен не только нам, и что надо поторопиться, если мне его действительно надо. платформа заботиться обо мне – не это ли закрытие одних из фундаментальных потребностей человека, о чем говорил еще Маслоу. Социализация сейчас важна как никогда.

-4

Замечу, что «Авито» не нарушает конфиденциальность, не вызывает негатив. В этом плане платформа соблюдается хрупкий баланс: не пытается проникнуть в личное пространство пользователя, но дает интересную полезную информацию на основании его поведения.

Мы опять возвращаемся к истокам психологии: книга психолога и научного журналиста Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» приводит к выводу, что чем ты больше проводишь времени с кем-то, тем больше эмоциональных связей зарождается между вами[4]. И платформа в этом плане прекрасно подстраивает свои алгоритмы под пользователя, наращивая эмпатию с его стороны.

Все просто: человек долго изучал какой-то товар – через какое-то время платформа напомнила ему об этом, демонстрируя заботу, но, ни в коем случае не навязывая и не призывая откровенно «купить все и сразу» – сработала глубинная психология и благодарный клиент перешел на карточку товара и купил его. На мой взгляд, у «Авито» получился изумительный эффект. Я не встречал такой реализации ранее.

Как итог

«Авито» переосмыслил технологию продаж и создал уникальную технологию на основе данных пользователя. Больше нет автозвонков и постоянного спама. Есть лишь забота о клиенте. Платформа воспользовалась элементами глубинной психологии, продемонстрировав эмпатию к пользователю. Последний же, в большинстве случаев не прочь быть в центре внимания, принять заботу о себе. Но на глубинном уровне он (пользователь) понимает, что должен сделать что-то в ответ. И покупает товар, о котором заботливо напомнила платформа.

По сути, «Авито» использует классические методы продаж: привлечь и удержать внимание. Об этом в свое время писал еще Э. Сент-Элмо Льюис – прародитель рекламы: привлечь внимание, заинтересовать, вызвать желание купить и побудить к действию. Если же почему-то пользователь не нажал «кнопку» купить, надо время от времени напоминать о себе, уточняя и подталкивая на нажатие заветной кнопки. Дело в том, что «Авито» адаптировал и усовершенствовал подход пионера рекламы, сделав его тонким и сложным, чтобы пользователю казалось, что решил именно он.

-5

«Авито» – молодцы. Они сделали изумительный процесс поддерживающей продажи. Не негативной, но хорошей, вовлекающей и продающей.

Блиц

Почему сработало: «Авито» демонстрирует эмпатию, задействует психологию личности.

Почему это работает: нет негатива. Он нивелируется демонстрацией заботы о клиенте, так как алгоритм платформы анализирует поведение каждого пользователя.

Зачем это сделали: повысить лояльность пользователей и, тем самым, продажи.

К чему все это: напоминают о незавершенной или желаемой покупке.

Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые статьи.

Литература использованная в статье
Литература использованная в статье

[1] Ариели Д. Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения. – М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2010. – 320 с.

[2] Ренвуазе П., Морен К. Тренинг по нейромаркетингу. Где находится кнопка «Купить»в сознании покупателя? – М.: Изд. «Эксмо», 2015. – 197 с.

[3]Пэйли К. Не бери в голову. 100 фактов о том, как подсознание влияет на наши решения / Крис Пэйли; пер. с англ. А. Логвинской. М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2015. – 272 с.

[4 Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. /пер. с англ. А. Исаевой. М.: Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 544 с.