Ферентино
Навигатор привел нас в центр Ферентино, но древней кладки не было видно. Рассудив, что древний акрополь (именно под таким термином в интернете фигурировал интересовавший нас объект) должен находиться в самой верхней точке местности, мы решили подняться по ближайшей улице, идущей явно вверх. Пройдя буквально пару десятков метров от припаркованной машины и повернув за угол, мы убедились в том, что логика нас не подвела.
Древняя стена, датируемая еще доримским периодом и идущая по периметру весьма большого по площади холма, служит ныне фундаментом внешних стен современных домов высотой в несколько этажей, образуя своеобразный обособленный мини-микрорайон.
Кладка стены сильно разочаровала. Материал – песчаник и местами известняк – легко поддающийся обработке. Но несмотря на это, блоки (хоть иногда и полигональной формы) уложены с весьма заметными щелями (в палец шириной и более). Вдобавок везде следы ручной обработки. Ничего недостижимого для простых технологий работы с камнем и строительства не видно…
Алатри
Перенастроив навигатор на следующий запланированный пункт, располагавшийся всего в десятке с небольшим километров, мы двинулись дальше. На сей раз нам вообще ничего не пришлось искать. В момент, когда мы парковались под знаком стоянки, который висел непосредственно на древней мегалитической стене, навигатор радостно сообщил нам, что мы прибыли в пункт назначения. И спорить с этим у нас не было никаких оснований…
Картина оказалась абсолютно идентичной тому, что мы уже видели в Ферентино. Более того: на снимках, где видна верхняя часть кладки, можно легко заметить, что блоки обрабатывались и укладывались так, чтобы выдержать ровной лишь внешнюю грань стены, а внутри и между блоками – полная халтура.
И в Ферентино, и в Алатри складывалось полное ощущение того, что строители стремились подражать некоему гораздо более совершенному образцу (схожему с некоторыми южноамериканскими сооружениями), но принципов строительства при этом не понимали, и необходимыми технологиями обработки камня не обладали. Непонятно было лишь одно: зачем строителям понадобилось возиться со столь большими камнями, когда можно было обойтись существенно более мелкими?..
Версии высказывались самые вольные и самые фантастичные:
- приходилось обороняться от гигантов;
- инструменты и технологии были утеряны (или увезены), остался лишь навык работы с большим весом.
И те, и другие так или иначе наводили на мысли о периоде полубогов и/или гигантов… (А. Скляров)
Авторы фото - члены экспедиции: Андрей Скляров, Андрей Жуков, Александр Воронин.