В связи с планируемым введением обязательного экзамена по иностранному языку вопросы подготовки выпускников к основному государственному экзамену (ОГЭ) приобретают еще большую актуальность и значимость. Сегодня мы рассмотрим изменения в структуре и задания в разделе «Аудирование» экзаменационных работ основного государственного экзамена, а также стратегии их выполнения. Аудирование (от лат. audire - слышать) - восприятие на слух и понимание устной речи. Известно, что это очень трудный вид речевой деятельности. Однако аудирование играет значительную роль в обучении и познании, т.к. большую часть информации человек получает по слуховому каналу.
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание. Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание, сообщение, рассказ), содержащих незначительное количество незнакомых слов, о значении части которых можно догадаться (по контексту, по сходству с родным языком, на основе знания словообразовательных элементов), игнорируя несущественное для понимания.
Успешность выполнения раздела «Аудирование» на ГИА во многом зависит от сформированности комплексного умения, состоящего из ряда специфических, частных умений разных уровней. Эти специфические умения требуют отработки разных стратегий аудирования с помощью специальных упражнений. В состав этих частных умений, недостаточная сформированность которых может повлиять на успешность понимания звучащего текста в целом, входят:
• умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
• умение прогнозировать развитие высказывания;
• умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
• умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
• умение понимать не только явную, но завуалированную в тексте информацию;
• умение догадаться при необходимости об отношении говорящего к предмету разговора, взаимоотношениях и социальных ролях партнеров по общению, месте протекания беседы;
• умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте, интонацию, логическое ударение;
• умение сделать выводы из услышанного;
• умение воспринимать и понимать в тексте ключевые слова.
В экзаменационной работе основного государственного экзамена в 2021 в разделе «Аудирование» произошли значительные изменения. Раздел 1 («Задания по аудированию») экзаменационной работы 2021 г. состоит из 11 заданий с кратким ответом:
· в заданиях 1–4 предлагается прослушать четыре коротких текста, понять запрашиваемую информацию, выбрать правильный ответ из предложенного перечня и записать его номер. Максимальное количество баллов за выполнение заданий 1–4 – 4 балла;
· в задании 5 необходимо прослушать пять устных высказываний и установить соответствие между высказываниями и рубриками (в задании есть одна лишняя рубрика). Максимальное количество баллов за выполнение задания 5 – 5 баллов;
· выполнение заданий 6–11 предполагает представление полученной при прослушивании диалога (интервью) информации в виде несплошного текста/таблицы. Максимальное количество баллов за выполнение задания 6–11 – 6 баллов.
Рекомендуемое время на выполнение заданий данного раздела – 30 минут.
Рассмотрим каждое задание на примере демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по английскому языку.
Рекомендация по выполнению.
Прочитать внимательно предложенные варианты и обвести, чем один отличается от другого. Здесь следует быть осторожным, иногда в тексте обсуждаются все варианты, а верен только один. Иногда говорится про неверный напрямую, а за правильный вариант отвечает синоним, который ученик может не знать.
Рекомендация по выполнению.
Прочитать утверждения, отметить ключевые слова, отличающие их от остальных высказываний, и подумать, что может говориться про каждое, а потом искать их в записи. Надо внимательно слушать и концентрироваться на понятных словах, отметая незнакомые.
Рекомендация по выполнению.
Просмотреть, какую информацию надо вставить в пропуски. Обратить внимание, что нельзя вписывать больше одного слова и числительные записывать буквами. В тексте не ожидать услышать ту же самую информацию, что и в аудировании, а обращать внимание на синонимы.
Система оценивания выполнения письменной части экзаменационной работы по английскому языку.
За верное выполнение каждого из заданий 1–4, 6–11 экзаменуемый получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Как правило, аудирование – это “больное место” у большей части учеников и к этой части на экзамене можно подготовиться только слушая, слушая и еще раз слушая.