Прежде, чем говорить об особенностях парижского света в конкретную эпоху, нужно разобраться, что-же такое Свет в понимании французов вообще? “В классическую эпоху светское означало мирское и противопоставлялось церковному. В XIX веке под светским стали понимать то, что является принадлежностью "хорошего общества", или просто "общества", как было принято говорить в те времена”- такое пояснение дает Анна Мартен-Фюжье. В словаре Робера можно найти три характеристика понятия “светский человек”: старинное: человек благородного происхождения; устаревшее: придворный, царедворец; современное (XIX век): человек, который живет в обществе и знает принятые там нормы. В интересующую нас эпоху понятие "светский человек" имело совершенно определенный социальный смысл: “Ремюза сообщает о некоем вечере, что там среди гостей всего двое были "просто светскими людьми", то есть жили на ренту и проводили время в салонах”. Возникает также и понятие “Весь Париж”, которое обозначает не город, а именно это светское общество и его образ жизни. Так, газета "Сьекль" в 1837 году определяет “Весь Париж” как "священное воинство", насчитывающее от четырех до пяти сотен человек и состоящее из "денди, литераторов, модниц, синих чулков и всевозможных знаменитостей"; войско это приходит в боевую готовность по случаю разного рода торжественных мероприятий: театральных премьер, вечеров в Опере, скачек, приемов в Академию. Если в эпоху Реставрации светскими людьми считались все представленные ко двору особы, то в эпоху Июльской монархии роль двора в светской жизни значительно изменилась. Раньше Сен-Жерменское предместье было связано многочисленными узами с придворной жизнью, теперь же обитатели Предместья предпочли практически полностью покинуть двор, так как считали, что "Луи- Филипп принимает людей без всякого разбора”, что не могло не оскорблять чувства старой аристократии. Прекрасное объяснение происходившим в обществе переменам дает Ремюза: “Люди острого ума покинули двор, и никто не пришел на смену тем дамам, мастерски владевшим искусством беседы, которые, знаясь с Сен-Ламбером, Лагарпом и Флорианом, усвоили кое-что из традиций времен Вольтера и Руссо и сообщили их обществу фонтана и Шатобриана. С другой стороны, новая часть общества, возвысившаяся благодаря революции, не создала новых форм светского общения, и атмосфера, царившая в ней, была бесцветна и бесплодна. Двор состоял из людей заурядных, правительство - из людей разного происхождения, и это смешение представителей многих сословий рождало стеснение и опускало всех до уровня посредственностей”. Как мы увидим дальше, единство королевского двора и нескольких масштабных светских салонов сменилось множеством разнообразных салонов, отделенных от королевского двора. Жизни тех, кто посещал эти салоны и посвящена большая часть Парижской хроники Дельфины де Жирарден.
Мы уделим некоторое внимание мечтам и жизненным ценностям парижского Света той эпохи. Мечты приоткрывают внутренний мир человека, однако, говорить о них не менее сложно, нежели интересно; желания и стремления парижан могут отразить светское общество Июльской монархии. Подобно старинным зеркалам, мечты позволяют заглянуть в душу той эпохи и увидеть живых людей вместо набора разобщенных фактов.
Пусть у нас и нет старинного зеркала, но у нас есть фельетоны Дельфины де Жирарден, которая старалась запечатлеть город настолько объективно, насколько вообще может беспристрастно взглянуть человек на человеческую действительность. Мы же почти всегда можем угадать мечты хорошего знакомого, поэтому давайте познакомимся поближе с парижанами 1830-ых годов, чтобы попробовать увидеть их мечты, разобраться в их жизненных ценностях и просто приблизиться к пониманию Парижа эпохи Июльской монархии.