1770 год. Кишинев, разоренный татарами, был в ту пору торговым местечком, где жили купцы-армяне. Армия же квартировала в Яссах, столице молдаванской. Здесь монастырь и дворец господаря, а сам город - захудалая деревня.
Крымские татары в то время не работали. На них трудились пленные. Набеги были частыми и Россия не могла защитить свои южные рубежи. При Екатерине Великой войскам Суворова, Румянцева, Потемкина удалось отбить Крым, Молдавию от татар и турок. При Екатерине Кишинев превратился в современный по тем временам город.
Приведу, из книги Валентина Пикуль, описание Кагульского сражения.
Это был момент, когда Румянцев перешел Траянов вал, а его войска - в суровейшим молчании - выстроились к баталии. Турки проснулись, с удивительной бодростью накинулись своей конницей. Румянцев расчленил армию на несколько подвижных малых каре ... оградил их массированным огнем артиллерии, и пушки Мелиссино ... прямо с колес! дали башибузукам жестокий отпор.
Каре князя Репнина уже трещало под натиском турок, выскочивших из лощины. Румянцев бросил резерв в эту лощину, дабы пресечь врагу пути к ретираде. Бой охватил всю линию войск. Под свирепым огнем, в двух каре, шагали полки -Бутырский, Муромский, Астраханский и прочие (всего четыре тысячи штыков). Вдруг, будто из-под земли, выросла перед ними десятитысячная толпа отборных янычар. Никаких ружей и пистолей - одни лишь сабли...
Румянцев прикрыл глаза. Потом открыл их: двух каре уже не было. Русские знамена перешли в руки янычар, а великое воинство великой России спасались бегством-под защиту соседних каре. Румянцев дернул давно не бритой щекой. -Коня!-повелел он. Конь вынес его перед панически бегущими войсками. Румянцев вздыбил под собою жеребца, раскинул руки вширь: - Да постыдитесь, робяты...вы же ведь -русские! Это не был приказ - лишь сердечный призыв. Не полководца к солдатам, а отца - к сыновьям своим.
Вокруг него собирались разбитые, растоптанные, изувеченные, посеченные саблями бутырцы, московцы, астраханцы и прочие.
Над ними возвышался сам Румянцев без парика - с открытою головой, кое-как обстриженный ножницами: - Очухались? Тогда за отечество, с богом...арш! Спасибо Мелиссино, вот молодец: сверхточно уложил он ядра прямо в зарядные фуры, отбитые турками у русских.
Порох есть порох, и с ним не шути: фуры - одна за другой - взрывались, погребая янычарские толпы. В тыл янычар продралась, вся в крови, дивизия князя Репнина.
Напрасно великий визирь пытался остановить бегущих. Разгром турецкой армии довершила турецкая же дивизия "Анатолия", составленная из курдов. Выступив на подмогу Халиль-бею, они поняли, что битва проиграна, и всех убегавших грабили и убивали без жалости. На целых семь верс дорога турецкого отступления покрылась голыми обезображенными трупами.
Источник: Валентин Пикуль Фаворит том 1.
Помните дорогие молдаване подвиг русского солдата. Запад, куда собирается Вас повести Майя Санду, видит в Вас дешевую рабочую силу. Не отделяйтесь от России, некому будет помочь в трудные времена.
Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь статьей в социальных сетях и оставляйте комментарии с Вашим мнением! Благодарю!
Владимир с глубинки.