Найти в Дзене
Марина Вальцифер

Турецкое село в Болгарии - Манолич. Часть 2

С горки, прикрывающей Манолич с западной стороны, действительно можно увидеть всё село.

-2

С севера Манолич тоже прикрывают горы, защищая от холодных ветров.

-3

Красные черепичные крыши и лишь как акцент- белая свеча минарета сельской мечети. "Джамии", как говорят в Болгарии.

- А сегодня нет какой- нибудь службы?- поинтересовалась я у Рушена.

- Службы нет, но джамия открыта, можно зайти, посмотреть, если тебе интересно,- улыбнулся Рушен.

Мы спустились вниз. Калитка во двор мечети действительно была открыта. Рядом со входом оказалась оборудована беседка с чешмой и скамейками.

-4

- Это дар одного бывшего жителя Манолича. Он в 1989 году был вынужден уехать в Турцию, сейчас живёт в Стамбуле. Вот, его имя на чешме написано,- пояснил Рушен,- Но вода здесь водопроводная, а не из родника.

События 1989 года для многих здешних турков до сих пор тема болезненная.

Ещё в середине 1970-х оказалось,что рождаемость у болгарских турков и помаков намного превышает рождаемость у этнических болгар. До этого правительство Тодора Живкова по отношению к турецкому населению проводило довольно мягкую ассимиляционную политику - издавались газеты на турецком языке, имелся турецкий театр и прочее. Но тут было решено для предупреждения сепаратизма ускорить ассимиляционный процесс. Началась насильственная смена турецких имён на болгарские, гонения на служителей ислама, закрытие газет на турецком языке и соответствующих культурных учреждений.

В ответ возникло подпольное националистическое движение с участием спецслужб Турции. В 1984-85 годах экстремисты совершили несколько терактов, в том числе взрывов поездов, при которых погибли болгары. Тогда террористическая сеть была разгромлена болгарскими спецслужбами при помощи советского КГБ, но затишье продолжалось не долго.

С приходом перестройки стала поступать информация о готовящемся восстании. Весной 1989 года начались массовые выступления. Они были вполне мирными, но правительство Болгарии их жестко подавило, погибло около 20 человек.

Тогда Турция открыла границу и в течение нескольких месяцев около 300 тысяч болгарских турков покинули Болгарию. Для экономики Болгарии это, кстати, имело достаточно тяжёлые последствия. Разумеется, уехали далеко не все турки.

- Рушен, а тебе не предлагали уехать?- спрашиваю я.

- Это моя Родина, почему я должен её покидать?- усмехается Рушен.

В начале 90-х во времена челночества мне приходилось общаться в Стамбуле с болгарскими турками. Они когда-то учили в школе русский язык и часто подвизались в качестве переводчиков. Как-то разговорилась с одним парнишкой лет двадцати. Он был из Разграда. Его отец давно умер, мать и старшие сёстры в Стамбуле работали на швейной фабрике, благо одежда местного производства пользовалась большим спросом у челноков и после переезда в Турцию особых проблем с трудоустройством не возникло. Ну, а в целом- жизнь, конечно, не сахар. А где она сахар ?

- Рушен, а сейчас вас в Болгарии не притесняют?- интересуюсь я.

- Нет,- говорит Рушен,- Это только при коммунистах было. Сейчас даже пенсии выплачивают тем, кто в 1989 году уехал. И с реституцией вопросы решили. Это насчёт имущества, конфискованного в пользу государства после 1944 года у богатых турков. Тогда у всех конфисковывали- и у болгар, и у турков, без разбора. Ну, вот, наследникам вернули. И молиться никто не запрещает. Правда, наша нынешняя молодёжь исламом не очень интересуется, в основном для них религия- это просто часть традиций и национальной культуры.

- С православием та же история,- киваю я и Рушен смеётся.

Андрей остаётся сидеть на скамейке у чешмы, а мы с Рушеном, сняв обувь, заходим в мечеть. Там никого нет, но все помещения открыты.

У входа- низенький умывальник, краны на уровне пояса. Рядом на вешалке- ряд чистых полотенец. Омовение ног перед молитвой- мусульманская традиция.

-5

Направо - вход в небольшую комнату. Это место отдыха муллы и его учеников. На стене- полка с книгами на арабском и турецком языках. Духовная литература.

-6

Дровяная печка с водной ризой и диванчик.

-7

В углу у двери- кровать, застеленная синтетическим покрывалом.

Обстановка простая, даже аскетичная.

-8

Налево- просторный молельный зал. Он выглядит нарядным и уютным. На полу- толстый шерстяной ковёр зелёного цвета. Зелёный- это цвет ислама.

-9

На электронном табло- расписание намазов.

-10

На окнах- горшки с геранью и тюлевые занавески. Смотрится это совершенно по-домашнему.

-11

Наверху- галерея, также задёрнутая тюлевыми занавесками. Это женская часть молельного зала. Мужчины по традиции молятся внизу.

-12

Чётки:

-13

- На джамию мы всем миром деньги собирали,- с гордостью рассказывает Рушен, - Восстановили, обустроили. Когда празники - здесь всё село.

- А в Мекку кто-нибудь хадж совершил из ваших?

-Конечно,- кивает Рушен,- И от всей Болгарии много людей в Мекку ходят. Да вот, посмотри календарь:

-14

Выходим во двор. Я обращаю внимание на домик, стоящий чуть поодаль.

-А, это дом для гостей. Наш мулла ещё и в Шумене служит, он там преподаёт в медресе. А его ученики приезжают к нам в Манолич на практику.

-15

В Шумене мне бывать приходилось. Там находится самая большая мечеть в Болгарии- Томбул джамия. Это памятника архитектуры 18 века. Вход в неё, кстати, платный. За кино и фотосъёмку надо доплачивать отдельно.

А в Маноличе я даже не заметила ящичка для сбора пожертвований.

Наверное, это просто не нужно. Судя о всему, случайных людей тут практически не бывает.

- А теперь пошли смотреть село,- предлагает Рушен,- Вообще- то на осмотр надо пару дней , но я постараюсь покороче...

- Ну, пошли,- Андрей тихо вздыхает.

Пара часов до наступления темноты у нас ещё есть.

( Окончание следует).