Найти в Дзене
БЫЛОЕ

ХРОНИКА ЛЕДЯНОГО ПОХОДА. 11 апреля 1918 года. Часть 1.

Ранним утром часть Партизанского полка и кубанские пластуны под общим командованием полковника Писарева предприняли атаки на артиллерийские казармы (ныне район Тургеневского моста в Краснодаре). Накануне вечером они захватили кожевенные заводы (ныне они снесены, а на их месте построены жилые дома). Казармы были обнесены земляным валом и представляли серьёзное препятствие для наступающих, поэтому атаки «белых» не увенчались успехом. Они понесли серьёзные потери в личном составе и атаки прекратили. Ранения получили Писарев, полковник Улагаай, генерал Казанович (не покинул строй, продолжал командовать полком).

Надо сказать, что жители Екатеринодара хорошо подготовились к обороне. Вокруг города было отрыто несколько линий окопов, которые в условиях равнинной местности оказались непреодолимыми для Добровольческой армии. Непосредственно в боях принимали участие женщины и дети.

Корниловский полк подполковника Неженцева, не смотря на то, что был пополнен тремя сотнями мобилизованных казаков остановлен плотным огнём на подступах к Черноморскому вокзалу (ныне станция Краснодар 2). Новобранцы попадая под огонь терялись и нервничали. Конной бригаде генерала Эрдели удалось овладеть предместьем Екатеринодара – Сады, но дальнейшее продвижение к станице Пашковской было остановлено мощной обороной «красных». В этих боях погибла «принцесса» де Боде. Первой пулей она была сбита с коня, поднялась, но следующая оказалась смертельной. Тело её было захоронено лишь через несколько месяцев, уже после взятия добровольцами Екатеринодара.

Утром сельскохозяйственная ферма, на которой располагался штаб генерала Корнилова, подверглась артиллерийскому обстрелу. Снаряды рвались и в роще, где разместился генерал Богаевский со штабом Второй бригады. Генерал Романовский обратился к Корнилову с предложением найти более безопасное место, но командующий отклонил его, объясняя тем, в округе нет подходящих помещений, а удалятся от передовой нецелесообразно.

Обоз закончил переправу через Кубань. Вместе с ним переправили и заложников-большевиков. В Елизаветинской Кубанское правительство передало их под расписку коменданту штаба Добровольческой армии. В арестантском помещении комендатуры уже находилось около пятнадцати жителей окрестных хуторов, заподозренных в сочувствии большевикам. Позже привели ещё двоих задержанных. Одним из них оказался адъютант «красного» командира Сорокина Васильев, второй его шофёр. Казаки, посланные в дозор, взяли их в плен километрах в пятнадцати от Екатеринодара. Заметив двигавшийся по дороге автомобиль, дозорные залегли в ложбине. Когда машина подъехала ближе начали стрелять по колёсам. Автомобиль остановился. Из него выскочил Васильев и отстреливаясь пытался скрыться, но его настигли и взяли в плен. Водитель сидел за рулём пока его не высадили.

После обеда переправились и оставшиеся подразделения Первой бригады генерала Маркова. Во главе с ним они заняли позиции около артиллерийских казарм.

Перегруппировав силы, в пять часов по полудни Корнилов начал общее наступление на всём фронте. Лишь для охраны обоза оставили небольшое прикрытие.

Батарея полковника Третьякова провела экономную артподготовку (10-15 выстрелов) по артиллерийским казармам, но лежавшие в цепях марковцы не могли подняться в атаку под плотным огнём большевиков. И только личным примером генералу Маркову удалось поднять добровольцев. После упорного и кровопролитного боя казармы были взяты.

Подполковник Неженцев наблюдал за безуспешными атаками своего полка против Черноморского вокзала с небольшого кургана (в районе нынешнего кинотеатра «Аврора»). После того как поступило сообщение о взятии Марковым казарм он с возгласом «Корниловцы вперёд!» бросился в атаку. Первая пуля ударила в голову. Он упал, поднялся, сделал несколько шагов вперёд и пал окончательно от попадания второй пули. Потрясённые гибелью командира корниловцы отхлынули на исходные позиции. С большим трудом удалось втащить тело Неженцева на высотку, откуда он начал свою последнюю атаку.

На Корнилова весть о гибели своего любимца произвела тяжёлое впечатление. Он закрыл лицо руками и долго молчал. С этой поры шутки не слетали с его уст.

Митрофан Осипович Неженцев
Митрофан Осипович Неженцев

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ....

Предыдущие Хроники читайте на канале "БЫЛОЕ"