Время от времени случается что даже зарекомендовавший себя вокалист с прекрасными данными, на сцене начинает вытворять странные вещи: то в ритм не попадёт, то в тональность, то ноты начинают "ездить" мимо. А ехидные фанаты ещё эти непопадушки любовно вырезают и делают вот такие видео, куда, как мы видим, попадают далеко не самые слабые вокалисты мира:
С чем может быть связано такое явление?
Начнём с того, что в оперном вокале у певцов практически не бывает подобных ошибок. В оперу для певцов очень высокая планка входа, поскольку это элитное искусство в прямом смысле слова. Оперные певцы тренируются годами с полной отдачей, с целью максимально укрепить и стабилизировать голос. По степени отдачи их можно сравнить с Олимпийскими спортсменами.
А что касается эстрадных жарнов - поп и рок музыки, соула, то там фокус внимания слушателя немного смещён от чистого любования вокалом, как это принято в опере. Эстрадный певец, поющий чисто и красиво, но спокойно и ровно, будет казаться скучным, и успеха не добьётся. Поп и рок вокалисту нужно прежде всего активно общаться с залом, энергетически заводить публику, работать на пределе эмоций и уметь транслировать эти эмоции в зал. То есть на эстрадные концерты слушатели ходят в первую очередь чтобы напитаться энергией. Даже в прикрепленном видео заметно, что ошибки у певцов происходят в самые супер-экспрессивные моменты выступления.
И в таком высоком энергетическом тонусе, требующем ещё и физической нагрузки - энергичные вышагивания на сцене, танцы, общение с аудиторией - артисту очень сложно управлять голосом, поэтому бывает, что звук начинает "ехать".
Но это не единственная причина.
Голос - это чрезвычайно чувствительный инструмент, в котором проявляется очень многое из того, что певец хотел бы скрыть от публики. Если певец мало спал, или у него джет-лаг, или переутомился, или возникли проблемы со здоровьем, или даже кто-то ему испортил настроение - это всё отображается на голосе, и тот начинает выходить из-под контроля.
Плюс надо понимать, что есть изначально люди с крепкой, устойчивой психикой и железными нервами, а есть люди с очень подвижной нервной системой, сверхчувствительные, на которых любые переживания обрушиваются, как будто они без кожи. И это неизбежно проявляется в голосе. В голос "вылетают" все возможные страхи, сомнения, тревога, неуверенность, душевная боль - все человеческие переживания, которые могут быть у артиста в момент выступления.
Поэтому вокалисту нужно беречь себя, разумно рассчитывать свою физическую и концертную нагрузку. Также нужно оберегать себя от лишних переживаний, уметь профессионально справляться со стрессом. Надо постоянно мониторить своё состояние - качество сна, питание, количество и качество занятий вокалом, концертную нагрузку. Чем выше контроль над этими показателями, тем больше шансов, что голос будет звучать устойчиво.
Конечно, я не оправдываю певцов, которые регулярно фальшивят на сцене тем, что мол, у них такая психика, ну что с них взять? Нет, я за то, чтобы вокалист постоянно совершенствовался и занимался с полной отдачей, а затем показывал класс и мастерство на сцене. Я за качество на концерте, безусловно. Но вместе с тем, надо понимать, что не бывает людей без ошибок, и если в целом артист качественно поющий, надо проявить к нему человечность и не тыкать в него ошибками, он выкладывается на пределе сил. Быть масштабным вокалистом, звездой - одна из труднейших профессий в мире.