Найти в Дзене
Жизнь Аристократки

Как разглядеть интересное в привычном, или о том, что ради ярких впечатлений не обязательно ехать в дальние страны.

Оглавление

Мне нравится расширять свой кругозор, в том числе и путешествуя. Воочию всегда увидишь намного больше, нежели прочтешь в сотнях книг за всю жизнь: об этом обстоятельстве я стараюсь не забывать никогда. Но в последнее время дальние поездки становятся все менее доступны, ведь ограничения, введенные повсеместно, сказываются в первую очередь на путешественниках. Однако не только далекие земли и заморские державы могут быть полны достопримечательностей и иметь интересную историю, хотя я понимаю, что так думает большинство людей. Ну вот, казалось бы, что можно найти нового и захватывающего рядом с домом? Но чем больше я объезжаю близлежащие населенные пункты, в том числе и знакомые ранее, тем глубже укореняюсь в мысли, что ничего то мы не знаем даже о находящемся «под боком».

Рыночная площадь Гердауэна-Железнодорожного.
Рыночная площадь Гердауэна-Железнодорожного.

В предыдущих своих заметках я рассказывала о наших приморских жемчужинах - Раушене-Светлогорске и Пальмникене-Янтарном. В первом я несколько лет прожила, во втором - неоднократно бывала. Теперь же настал черед поведать отнюдь не о побережье. Городок, по которому я путешествовала на этот раз, находится далеко от моря. Единственный водоем, который в нем имеется - Бактинзее. В прежние времена на этом озере находился плавающий остров диаметром около четырех метров - местная изюминка, обозначенная во всех старинных путеводителях по Восточной Пруссии. Сейчас озеро, как и раньше, украшает собой населенный пункт, скромно называющийся «Железнодорожный». До 1946 года этот теперь уже поселок, а тогда город, именовался «Гердауэн» - по имени прусского вождя Гердава, перешедшего в XIII веке на сторону Тевтонского ордена и принявшего христианство. Есть данные даже о его канонизации Римско-Католической церковью. Кирха Свв. Апостолов Петра и Павла, построенная Гердавом, сохранилась и поныне, но в более-менее удовлетворительном состоянии у нее находится только башня, имеющая даже совмещенный с флюгером крест и металлический циферблат башенных часов. Неф же представляет собой печальное зрелище: крыша провалилась, и, по-видимому, давно, лиственный подрост и кустарники заполняют все пространство внутри, стены частично начинают обрушаться, а с правой стороны, если встать лицом к башне, можно увидеть пристроенные ветхие сарайчики и даже автомастерскую гаражного типа.

За последние два года Гердауен похорошел: была отреставрирована часть старинных зданий, кое-где, как умели, уложили брусчатку в попытке сделать «как в Пруссии», однако до качества довоенных мостовых этому новоделу явно далеко. Издалека же все выглядит как на старых открытках, что само по себе уже не плохо.

По пути от рыночной площади (которая, к слову, до сих пор используется как место проведения ярмарок) к замку, можно полюбоваться водяным каскадом близ руин замковой мельницы 1909 года постройки. Само здание, хоть и пребывает в плачевном состоянии, все еще внушительно и, можно даже сказать, величественно.

От первоначального орденского замка к нашему времени уже ничего не осталось. То, что видят сейчас приезжающие туристы - новодел, датируемый 70-ми годами XIX века. В 1872 году барон Макс фон Ромберг построил на месте снесенного им средневекового комплекса оборонительных сооружений усадьбу, остатки которой мы и наблюдаем сегодня.

Замковые ворота.
Замковые ворота.

Сохранилась стена с воротами, стилизованная под древнюю цитадель, руины флигеля, полуразрушенные конюшни. Все это находится, к сожалению, в ужасном состоянии, и требует капитального ремонта. Грустно наблюдать провалившиеся потолки и засыпанные битым кирпичом поилки для лошадей, заботливо сделанные бывшими владельцами усадьбы в каждом стойле для своих любимцев.

Главный въезд в замок.
Главный въезд в замок.

Совершая такого рода прогулки, задумываешься о бренности всего сущего. С одной стороны, увлекательно лично прикоснуться к истории столь древнего города, походить по местам, где ступала нога и Святого Гердава, и тевтонского рыцаря, и саксонского графа Георга фон Шлибена, чей род владел этими местами почти 300 лет, и многих других, не менее значимых личностей. С другой же, становится удручающе тоскливо наблюдать, как многовековое наследие - культурное, историческое, архитектурное - гибнет от простого невежества и бесхозяйственности. Ведь как прекрасно было бы восстановить замковые руины и архитектурную доминанту Гердауэна - кирху! Сколько туристов восхищалось бы этим притягательным и полным загадок местом…

Вид на Бактинзее и исторический район города с замковой горы.
Вид на Бактинзее и исторический район города с замковой горы.
Для меня же прогуляться по старинным улочкам, в первую очередь, эстетическое удовольствие. В каком бы состоянии ни находились эти многострадальные здания, но всё-таки видно мастерство зодчих, явивших миру эти архитектурные памятники, и чувствуется дух старины. По количеству примечательных мест Гердауэн-Железнодорожный не уступает многим широко разрекламированным туристическим центрам, что еще раз доказывает: удивительное совсем рядом с нами.
-9

Благодарю за внимание, если Вам понравилась статья, то буду счастлива принять Вас в качестве подписчика на моем канале, а лайк сделает меня чуточку счастливее и придаст уверенности в себе!