Живя в Чехословакии в детские и тинейджерские годы был разочарован в советской модели, когда в СССР пришла оттепель и зашумели политические свободы, я начал искать, какая идеология мне понравится, к кому быть может примкнуть, в итоге мой поиск привел меня к белому движению и идеи восстановления утраченной монархии. Впрочем от монархии я быстро отошел, а вот белое движение уважаю и поныне. Зачем я это пишу и причем тут коммунизм? Но так в юности мы особенно нацелены на понятие равенства, братства и справедливости. Поздний советский строй меня не прельщал, но и капитализм был далеко не идеалом. Т.е. по ряду своих мыслей я был близок к социалистам-утопистам. И имел свое представление о коммунизме.
Итак какой он был для меня? Самое интересное, что в нем сплелись идеи как личной (частной) собственности, так и полной свободы. Идеальное коммунистическое общество мне представлялось состоящим из семейных ячеек (наделов). Т.е. семья, а это может быть и один человек и группа родственников, имеет свой надел, вроде дальневосточного гектара, который их пожизненно и наследуется, где расположены дом, иные хозяйственные и прочие постройки. И вот в рамках этого участка и проходит его свободный труд и деятельность.
Условно это представим так - живет на одном участке Петя, на другом Иван, на третьем Борис. Петя выращивает огурцы, так как именно к этому призывает его душа, Иван - помидоры. А Борис сельское хозяйство не жалует, а выпускает собственное издание или ведет блог, которые вечерами в свободное время любят читать Петя и Иван. Соответственно Петя и Иван меняют друг у друга огурцы на помидоры, а за права читать блог Бориса отдают ему тоже часть урожая. Как говорится у Бориса имеются огурцы и помидоры, можно и салат сделать, осталась соль и сметана. Сметану производит Алексей, да вот незадача, безразличен ему блог Бориса. Тогда у Бориса должен быть избыток запасов другой товарной продукции, чтобы совершить обмен с Алексеем.
И тут мы приходим к тому, что большевики обещали, что при коммунизме не станет денег. Но простой обмен не эффективен, это сколько необходимо иметь запасов разной продукции, чтобы получать все требуемое, значит при моем коммунизме все-таки какой-то эквивалент денег был бы. Тем более попытки моделирования экономики без денежного обращения привели к одному простому выводу - они не эффективны, коррупционны и т.п., т.е. построить нормальную систему без денежного обращения невозможно, каким бы злом не были деньги, для этого надо, по сути, вернуться к натуральному хозяйству и провести деиндустриализацию, но и это не означает полного равенства.
Коммунизм в моем понимании это был свободный труд на собственной земле ли, мастерской ли и т.п. Труд свободных единоличников. Но, а если стоит более сложная задача, ведь один человек не спроектирует и не изготовит ни компьютер, ни автобус, ни даже более мелкие изделия, что тогда? А тогда создается что-то вроде бригады, артели без начальства, где у каждого будет расписана роль, каждый будет свободным трудом делать общее дело, исходя из своих предпочтений и интересов, а результаты труда делить или поровну или исходя из договоренностей.
Т.е. мой коммунизм - это прежде всего свободный труд, общество без эксплуататоров и эксплуатируемых, без начальников и президентов, общество равных людей. Возможен ли он? Бог его знает, как минимум для этого суть и природа человека должна была бы быть иной.
Вот так я представлял коммунизм в юности, попутно мечтая организовать какое-нибудь дело.
Коммунизма не наступило, а кое-какие мелкие проекты мне реализовать все-таки удалось.
Канал "ПАНТОГРАФ". Иллюстрация из свободного доступа сети "Интернет".