Найти тему
Книга Войны

Столкновение поколений: танки "Бури в пустыне"

Приветствую всех. Сегодня отправляемся в, кажется, не такой уж и далекий 1991 год, в эпицентр разразившейся бури, где друг другу противостояли самые разные танки самых разных стран и поколений. Более того, "Буря в пустыне" стала, в сущности, последним действительно крупным примером того, что мы бы назвали танковыми боями - где множество танков стреляют непосредственно друг по другу.

Итак. Вдоволь навоевавшись с Ираном и закончив лишь к 1988 году, Ирак обнаружил себя задолжавшим большие деньги своему тогдашнему союзнику – Кувейту. Однако, отдавать долги было попросту нечем, и в 1990 году Ирак обернулся против бывшего союзника. Напав на Кувейт, Ирак выставил себя плохишом в глазах ООН, а посему ООН создала многонациональные силы (МНС) для проведения операции «Буря в пустыне», призванной выбить агрессора с территории Кувейта.

И-и-и уже на этом я, по большому счету, заканчиваю историческую справку – подробно говорить о самой операции я сейчас не буду, это тема для отдельной статьи. Сейчас поговорим о танках, что встретились лицом к лицу в пустынях Персидского залива.

Итак, МНС. Многонациональные силы, оправдывая свое название, располагали танками самых разных стран. Всего МНС противопоставили Ираку 5100 танков – пробежимся по самым заметным машинам.

На переднем плане французский танк - вероятно, AMX-32.
На переднем плане французский танк - вероятно, AMX-32.

Начнем с французов. Дешевые AMX-30, серийно выпускавшиеся с 1966 по 1986 г., оказались очень даже пристойными машинами, завоевав популярность на рынке. AMX-30 закупались Испанией, Грецией, Кипром, Катаром, Саудовской Аравией, ОАЭ, Венесуэлой, Чили и другими странами. Однако, эти танки все еще относились ко второму поколению (как американские М60 и британские Chieftain), а часики тикают – нужно было идти в ногу со временем. Сначала французы выкатили AMX-32 (улучшенный вариант AMX-30), на котором они впервые применили комбинированную многослойную броню и установили лазерный дальномер с баллистическим вычислителем, а позже создали и новый AMX-40, являющийся развитием заложенных ранее идей. Основными требованиями к новому основному боевому танку (AMX-40) были подвижность и огневая мощь. Будучи легче всех конкурентов (43,7 тонн) и обладая мощным 1300-сильным двигателем, AMX-40 получил высокую скорость, удельную мощность и подвижность, удовлетворив требования. Он стал первой французской машиной третьего поколения, однако из-за возросшей цены AMX-40 и AMX-32 уже не получили такого успеха на рынке, как свой куда более простой и дешевый предшественник АMX-30. Более того – из французских танков именно AMX-30 вместе со своими иностранными коллегами довершил разгром иракских войск в «Буре в пустыне».

AMX-30
AMX-30

Abrams. Думаю, в представлении не нуждается. Опыт боевого применения старика М60 показал необходимость создания куда более современной машины, превосходящей танки прошлых поколений и отвечающий требованиям современной войны. Появившейся в итоге огромный бронированный компьютер начал поступать в войска в 1980 году и, по словам американских военных, на голову превосходил М60. «Абрамс» впитал в себя новейшие решения в области защищенности и огневой мощи. Новая броня была столь хороша, что ее словно нарочно расположили практически под прямыми углами. Цифровая аппаратура (которой машину набили под завязку) позволила добиться впечатляющих результатов: вычислитель учитывал расстояние до цели, боковой ветер, температуру и давление воздуха, тип снаряда, скорость цели и другие параметры. Благодаря всем этим умным наворотам «Абрамсы» могли посылать урановую болванку точно в цель на расстояниях свыше 1,5км на ходу – а точнее, на скорости 40км/ч по пересеченке! Боевое крещение «Абрамсов» в Персидском заливе многими характеризуется как «вполне обнадеживающие». Из всех участников операции он оказался самым стойким к огню: в лоб «Абрамс» не пробивался даже 125-мм бронебойными снарядами иракских Т-72 – однако, здесь необходимо отметить, что, как оказалось, иракские Т-72 заметно уступали советским. Кроме того, выявилось, что «Абрамсы» были уязвимы от противотанковых мин, а обычный песок быстро выводил из строя 1500-сильный газотурбинный двигатель. Электроника помогала быстро обнаружить противника, но преимущество во времени нивелировалось отсутствием на «Абрамсе» автомата заряжания, в отличии от, например, советских танков – в частности, Т-72 имел при себе надежный автомат заряжания, позволяющий развить скорострельность до 8 выс/мин. К слову, дискуссии о преимуществах и недостатках автомата заряжания и заряжающего-человека – также тема для отдельной статьи. Тем не менее, несмотря на некоторые проблемы, крутость Абрамсов не подлежала сомнению – по данным западной военной печати, из 2000 танков в составе сухопутных войск и корпуса морской пехоты лишь 14 получили повреждения, и только 7 из них – непосредственно от огня вражеских танков в бою.

"Абрамс"
"Абрамс"

Британский Challenger, сменивший на посту старый Chieftain, отчасти напоминает Abrams – огромная работа была проделана ради повышения защищенности, что в свое время сделало этот танк одним из самых живучих. Так, например, разработанная самими англичанами новая комбинированная броня («чобхэм») защищала от кумулятивных снарядов в 2,5 раза лучше обычной, а нижняя лобовая бронеплита и днище имели особый противоминный профиль. Как полагается танку нового поколения, машина была оснащена и новой аппаратурой, такой как, например, система управления огнем – к слову, показавшей себя очень даже неплохо. Да и в целом, дебют «Челленджеров» в 1991 году считается довольно впечатляющим. Вышеупомянутая система управления огнем доказала свою эффективность как минимум случаем поражения иракского танка с первого выстрела на расстоянии – внимание – 5100 метров. Правда, по сравнению с «Абрамсами» и тем более французскими AMX-40 британские танки выглядели несколько тяжеловесными и медлительными – впрочем, все в соответствии с британскими традициями в танкостроении. 176 «Челленджеров» 1-й британской танковой дивизии прошли 240 000 км, потеряв лишь 5% машин по техническим причинам. Плюс к этому, опыт показал, что по проходимости и огневой мощи они не уступают американским «Abrams», а уровень бронезащиты обоих этих танков, по признаниям многих танкистов, превзошел ожидания.

"Челленджер-1"
"Челленджер-1"

СССР не входил в состав МНС, однако Т-72 также смогли поучаствовать в войне, причем по обе стороны фронта. Финляндия, Израиль, Кувейт – к 1991 году эта машина успела много где засветиться, помимо стран Варшавского договора. Советские Т-72 использовались еще Иракской народно-освободительной армией, а позже Ирак получил лицензионные права на их производство. Низкий силуэт, отличная мобильность, высокая степень защищенности, гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М и многие другие достоинства Т-72 обеспечили ему звание одного из лучших танков своего времени. Боевое крещение Т-72 прошел в 1982 году в Ливане, после чего он стал непременным участником локальных конфликтов (включая войну в Персидском заливе), где отлично себя зарекомендовал. Он стал самым массовым танком последней четверти XX века (~30 000 машин), составив основу танковых войск многих государств. Некоторые экипажи «Абрамсов» и «Челленджеров», даже зная о защищенности своих танков, опасались встречи с иракскими Т-72, трезво оценивая возможности советских машин, однако, как уже говорилось выше, танки иракского производства оказались слабее советских Т-72.

Т-72 в составе МНС. Если быть точным - на фото М-84, Югославская модификация Т-72М. Танки семейства Т-72 отлично показали себя в боях.
Т-72 в составе МНС. Если быть точным - на фото М-84, Югославская модификация Т-72М. Танки семейства Т-72 отлично показали себя в боях.

Что касается сил Ирака, то у него имелось 5300 танков. В основном – советские Т-55 и Т-72 (около 1000) и китайские T-59 (вариант Т-55). Ну и всякие трофейные танки – британским Challenger и Chieftain, американским M60 разных модификаций и прочим машинам МНС в боях не раз приходилось столкнуться с такими же, захваченными Ираком за время прошлых войн. Упомянутых Chieftain, например, у Ирака было порядка 300 штук.

Американский M60A1, усиленный пластинами "активной брони", в лагере.
Американский M60A1, усиленный пластинами "активной брони", в лагере.

Что касается Т-55, то вместе со своим старшим братом Т-54 они стали самыми массовыми послевоенным танками. Выпущенные в количестве более 70 000 (около 50 000 из них – в СССР; произведенных в КНР не учитываются) машин, они распространились по всему миру. Простые и надежные, за свою долгую службу они успели повоевать везде – во Вьетнаме, в Израиле, в Ираке и Иране, в Камбодже и Анголе, Сомали, Танзании, Никарагуа, Заире, в Югославии и Албании, в Индии, и так далее… Простота и неприхотливость, ремонтопригодность и проходимость были особенно важны для боев в условиях пустынь. Благодаря заложенных возможностях для модификаций, можно встретить самые разные варианты Т-55. В частности, иракские танки были усилены многослойными бронепанелями общим весом в 4,6 тонн, установленными на лобовых частях корпуса и башни, а также по бортам корпуса. В кормовой части башни смонтировали противовес. Также танки оснастили новым прибором ночного видения – впрочем, американцы называли ночной обзор одной из слабостей иракских танков.

Советский  танк Т-54
Советский танк Т-54

Про Т-72 мы уже упомянули, так что на этом, по большому счету, и закончим.

В ходе операции авиация МНС завоевала превосходство в воздухе и уничтожили значительную часть иракских танков – к слову, более 1000 из них было выведено из строя еще одним дебютантом «Бури в пустыне» под единственный и неповторимый аккомпанемент, звучащий примерно как "БРРРРРРРРРРРРРРРРРРТ". Узнали? Это легендарный "Кабан" - штурмовик А-10. Как-нибудь сделаем и про него статью. Так или иначе, операция закончилась разгромом танковых войск Ирака.

Трофейные "Chieftain", захваченные Ираком
Трофейные "Chieftain", захваченные Ираком

Но любопытно другое. Как я уже сказал, «Буря в пустыне» стала ареной, где столкнулись танки самых разных стран и поколений. В пустынях Персидского залива своими силами мерились танки как первого поколения (Т-55), устаревшие, но крепко стоящие на ногах, так и второго (M60, AMX-30, Chieftain) и третьего (Abrams, Challenger), остающегося актуальным и ныне. Новые современные танки продемонстрировали свое техническое превосходство над старыми, пусть и уступая в надежности более простым машинам. Это вылилось в крайне интересную борьбу, в столкновение столь разных технологий и людей в жестокой пустыне.

Разбитые иракские танки
Разбитые иракские танки

Ну а на сим я откланяюсь. Мало? Да. Сумбурно? Да. Многое упущено? Безусловно, да. Однако, я здесь и не собирался расписывать на целый курсач. Моей задачей здесь было скорее обозначить общий посыл, что я и сделал. Кто заинтересуется – погуглит дальше и найдет много интересного. Главное – выйти на адекватные источники или литературу.

Всем удачи, здоровья, средств биологической защиты в танки, чая, печенек, ну и прочих приятностей, как обычно. До встречи.