Найти в Дзене
Руслан Гарусов

Как на нас влияет шум городов Звукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса

Замечали, что в Москве постоянно шумно? Гуляете по Садовому кольцу и не слышите собеседника. Едете в метро и выкручиваете громкость в наушниках на максимум. Мы воспринимаем это как неизбежную нормальность, однако, по данным ВОЗ, от постоянного шума ухудшается сон, слух и даже зрение, могут появиться сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с нервной системой. О том, что именно и как влияет на городского жителя, The Village рассказал основатель Института звукового дизайна и звукорежиссер Василий Филатов.

 Иногда достаточно выключить компьютер дома и закрыть окно. Такие действия могут сохранить вам несколько часов или неделю жизни.

 — Как я понимаю, шум — это любые нежелательные звуки. Как в этом плане обстоят дела в Москве? Она очень шумная? И насколько вреден шум города?

— Город должен быть сильно тише. Смотрите: 10 децибел — это шелест листьев, 40 — это уровень человеческой речи, а в Москве, если вы живете около транспортных магистралей, фоновый шум может быть 85 децибел — огромное количество энергии прямо вам в уши. Я уверен, что вполне возможно сократить уровень шума города раза в полтора. Иногда достаточно выключить компьютер дома и закрыть окно. Такие действия могут сохранить вам несколько часов или неделю жизни.

Человек может привыкнуть к шуму и не замечать его, но на самом деле организму будет не комфортно. Постоянный шум может привести к физической утомляемости, ослаблению слуха и нервным болезням. Житель Москвы суетится, потому что информационный (и в том числе звуковой) фон вызывает раздражение, а раздраженный человек всегда более активный.

Поэтому за городом мы получаем удовольствие от тишины. Я был в Звенигороде, и там настолько тихо, что слышно пение птиц, голоса людей за 100 метров от вас.

 В России об этом практически не думают, а вот в Вене и Берлине существуют лаборатории, которые изучают, как нужно озеленять город, учитывая шумоподавление.

Как вредит постоянный шум

↔ Проcмотр таблицы

Уровень шума, децибел ПримерВоздействиеВыше 35уровень звука приглушенного разговоравызывает общее раздражениеВыше 45уровень звука обычного разговоравызывает нарушение снаВыше 50 уровень звука в офисепровоцирует сердечно-сосудистые заболеванияВыше 70уровень громкого разговора поблизостипровоцирует изменения в нервной системе, ухудшение зрения, слуха

 — Можно ли строить здания так, чтобы они увеличивали шум?

— Вряд ли, но можно проводить правильную работу с озеленением. Листья — это демпфер, потому что они мягко прикреплены к веткам. В кронах деревьев звук рассеивается и поглощается. В России об этом практически не думают, а вот в Вене и Берлине существуют лаборатории, которые изучают, как нужно озеленять город, учитывая шумоподавление. В России тоже есть стандарты по уровню шума, но они не соблюдаются. Так, по закону шум дороги около дома не должен быть выше 55 децибел днем и 40 ночью.

В Европе вообще тщательнее подходят к созданию звукового комфорта. Например, во Франкфурте в общественном месте вы увидите акустические щиты, которые так органично интегрированы в пространство, что вы их воспринимаете как элемент декора. При этом они поглощают звуки шагов человека по полу или голоса людей.

 — Можно ли как-то работать с городским шумом? Например, преобразовывать его. Вот художники в Риме с помощью амфор преобразовывали шум автобуса в музыку.

— Если везде расставить амфоры, то весь город будет звучать в определенных частотах. Это будет очень необычно, и можно даже настроить так, чтобы все улицы звучали разными аккордами. Это будет страшный арт-объект, страшный город. Я не сторонник приучения человека к конкретному тону, ведь кому-то ми-минор может не понравиться. Это забавно для туристов, но в то же время насаждение новой странной реальности городским жителям. На мой взгляд, это некорректно.

 — Нашему организму вообще нужна тишина?

— Абсолютная тишина не нужна — это пытка. В эхокамере мы будем слушать, как пульсирует кровь по венам или работу разных органов. В таких условиях мы достаточно быстро сойдем с ума. Время будет проноситься быстро: за 15 минут мы будем проживать час. Потому что нет стимулов для организма. Человек реагирует не на стимул, а на изменение стимула. Было тихо — стало громко.

Мы отвыкли от тишины. Если в эхокамеру поместить человека, который жил в тихом месте, он сможет находиться там дольше, чем человек из мегаполиса.

 Отгораживаться с помощью закрытых окон от урбанистических звуков и включать звуки природы на ночь — например, шум костра или шелест листьев — это одно из лучших решений.

 — Нужны ли в городе искусственно созданные места тишины? Например, в МЦК есть вагоны тишины, где людей просят выключить звук на телефоне и тихо разговаривать.

— Появление специальных тихих мест — это инъекция, которая борется с последствиями, а не с причиной. У вас отваливается рука — вот вам таблеточка. Нужно в целом снижать уровень шума в городах, а не делать выборочно тихие места. Человек не станет здоровым, посетив такое место. Я надеюсь, в будущем о звуке будут думать все. Например, люди, которые проектируют разную бытовую технику, будут думать, чтобы она не шумела.

 — Звуки в большом городе — это всегда насилие? Нас же, по сути, никогда не спрашивают, что мы хотим услышать, и хотим ли вообще.

— Для одного человека насилием будет услышать в кафе шансон, а для другого послушать джаз или классическую музыку. Но в то же время шум ветра приятен для всех — и для тех, кто джаз слушает, и нейрохоп, и шансон.

 — Часто в кафе раздражает музыка — слишком громкая или пошлая. С ней надо что-то сделать?

— Музыка в кафе служит другим целям. Представьте: если музыку выключат, вы услышите приготовление пищи, разговоры официантов, звуки еды соседа. Всё это будет отвлекать вас.

 — Почему люди часто включают какие-то звуки на фон? Например, радио, телевизор или подкасты?

— Это привычка. Сигареты ведут к смерти, но человек курит — его организм требует еще. Так же и с шумами. Если вы регулярно впитываете много шума и потом оказываетесь на природе, вы скажете: «Вау, как классно». Но организм первое время потребует шумов, раздражителей.

 У всех людей разный слух, и некоторым неприятно или больно от звуков определенной частоты. Привыкнуть к этому нельзя, это особенность слуха.

 — Как на нас влияют звуки ночью? Нужно ли выключать часы, закрывать окна, чтобы лучше спать?

— Чем тише пространство, в котором мы спим, тем лучше. Часы — это ритмический инструмент, поэтому они могут нас ввергнуть в состояние медитации. Но тесты показывают, что природные звуки всегда влияют на человека лучше. Поэтому отгораживаться с помощью закрытых окон от урбанистических звуков и включать звуки природы на ночь — например, шум костра или шелест листьев — это одно из лучших решений. Вы будете лучше высыпаться и чувствовать себя в целом хорошо.

— Переборщить с природными звуками нельзя?

— Только если включать их громко.

 — То есть можно слушать хоть всю ночь или весь день, и звуки не будут раздражать?

— Если звуки повторяются, то человек раздражается. Обычно в приложениях для успокоения записан зацикленный фрагмент длиной в минуту, зачастую еще и в низком качестве. Наш мозг считывает, что фрагмент повторяется, и испытывает дискомфорт. А в природе все звуки уникальны, поэтому мозгу приятно. Даже в пении птиц всегда есть микроизменения. Скоро мы выпустим мобильное генеративное приложение с природными звуками. Оно основано на микросемплах и аудиодвижке, который ставит семплы в определенном рандомизированном порядке. Такие природные звуки не раздражают.

 — Почему некоторые звуки как будто априори бесят. Например, скрип вилки по тарелке.

— На самом деле этот звук бесит далеко не всех, как и скрип пенопластом по доске. В таких звуках одна частота сильно преобладает над другими. Будто в эквалайзере подняли резко один ползунок. У всех людей разный слух, и некоторым неприятно или больно от звуков определенной частоты. Привыкнуть к этому нельзя, это особенность слуха.

 Звуки должны быть гармоничны.

 — Как будет звучать город в будущем? Понятно, что вы думаете, что он будет тише. Но, например, как будут звучать автомобили будущего? Какие есть рабочие варианты? Мне представляется, что этот звук будет похож на звук пришедшей эсэмэски — что-то типа «вууум».

— Вы очень похоже изобразили звук, напоминающий звук открывающегося скайпа. Так устроена наша психика: тональное звучание вверх ассоциируется с чем-то, что открывается, запускается. Если высота тона повышается, значит, автомобиль разгоняется. Если высота снижается, то машина замедляется. У нас есть память, и звуки, которые мы слышим, мозг сразу раскладывает по полочкам. Все знают, как звучат бластеры. Пиу-пиу. Этот звук придумал Бен Бёрт, который ударил палочкой по металлической пружине и получил такой звук. И если в будущем появится бластер, мы захотим, чтобы он звучал именно так.

Звуки должны быть гармоничны. Например, мы разрабатываем дополненную звуковую реальность для городов, городских пространств и площадей, и это не музыка, это генеративные (которые генерируются автоматически. — Прим. ред.) звуковые ландшафты, которые дают представление, что вы находитесь конкретно в этом месте конкретно в это время.

Например, в парках задача человека получить удовольствие, расслабиться. Значит, там должны быть звуки, похожие на пение птиц. Если вы побываете в парке, где есть пение птиц и где нет, вы выберет тот, что с птицами. Человек скучает по природе, ему хорошо от природных звуков.

Или, например, мы в институте занимаемся озвучиванием офисных пространств и дома. Тут у нас противоположная задача. Шумомузыкальный фон в офисе должен настраивать вас на продуктивную работу, а дома — приносить спокойствие и умиротворение.

 — А сейчас появляются звуки, которых еще никто не слышал? Или все давно придумано?

— Появляются. В Институте тоже учим этому молодых ребят.

Звуки создаются саунд-дизайнерами и экспериментаторами со звуком. Лет десять назад не было звуков вибрации телефона и многих мессенджеров.