После нескольких лет активной производственной работы на почве создания Акустических Систем высокой верности звучания, настало затишье в данном виде моей деятельности. Пришло время осмысления результатов поделанной работы.
Все наши произведения (наши - это потому что над ними работал целый коллектив профессионалов - мастеров своего дела), нашли своего потребителя и вроде бы они (потребители - заказчики) остались довольны результатами трудов.
Но все же настоящий Аудиофил - производственник всегда остается в поиске идеала, в поиске "Его Величества" Звука. Поэтому мне захотелось познать, каким образом можно улучшить качество воспроизведения звука динамических головок, не только за счет самих головок, но и за счет использования специализированных корпусов для них, из всяческих экзотических и не очень, материалов.
В моем распоряжении остались приличные корпуса от испытательных АС, которые я использовал в своих поисках - экспериментах. Кроме этого, аппаратурная стойка с виброразвязкой от пола, весом 25 кг, которую я делал для одного клиента и его не устроившая, разные динамические головки, сохранившиеся от разных проектов. В общем задел для экспериментов был.
С низкочастотными динамиками и их прямой зависимостью в качестве звучания от объемов корпусов для них, я разобрался на ранних стадиях производства акустики. Вывод был однозначный: чем больше объем корпуса для низкочастотника, тем качественней и ниже будет общий резонанс такой системы. Соответственно, масштабней будет звуковая картина в басовой составляющей. Я здесь не упираюсь в споры о закрытых, или фазоинверторных, или лабиринтных построениях корпусов для баса. Адекватный объем (литраж), для любого, мало - мальски приличного низкочастотного динамика, позволяет ему раскрыть свой потенциал. Соотношение диаметра к объему корпуса приблизительно 1 к 4 -ем. Пример: низкочастотник 250 мм в диаметре, минимальный закрытый объем корпуса для него 100 литров. В таком объеме, даже в закрытом оформлении, получим абсолютно удовлетворительный, музыкальный бас! Но сто литров - это в размерах получится следующее: ширина 30см, глубина 35см, высота 100см - приличные размеры ящика. Вот поэтому многие производители используют в своих акустических системах фазоинверторные решения, которые позволяют минимизировать размеры корпусов, не принося ощутимый ущерб басовой составляющей. Мы пошли другим путем, не уменьшать размеров АС и использовать самую низкую настройку фазоинвертора на грани резонанса головки и корпуса. В общем с басом разобрались.
Среднечастотное звукоизвлечение оказалось самым сложным вопросом в реализации концепции "правильного звука". Обычная для всех времен и народов, трехполосная схема НЧ, СЧ, ВЧ, оказалась слишком упрощенной для правильного звучания и создания эффекта присутствия на музыкальном событии. Слишком широкий диапазон средних частот, к которым наше ухо более восприимчиво и мы умудряемся расслышать в этом диапазоне все возможные искажения, требуют разделения этого диапазона на поддиапазоны, ну хотя бы на две составляющих. Что я и предпринял, разделив диапазон частот от 50-ти герц до 5 000 герц воспроизводил Focal JM lab 160 PL, а диапазон от 3 000 герц до 20 000 герц, пара трех-дюймовых Панасониковских широкополосников из рисовой пульпы (смеси бумаги и тряпок). Все это "великолепие" было смонтировано на передней панели из массива ЮАРовского бука. Фильтрация сигнала была сделана простейшими фильтрами первого порядка (-6 дБ на октаву). Полузаносы (накладка в АЧХ от 3 000 до 5 000 гц) частотного спектра не привнесли никаких проблем со звуковой картиной, потому что разница в импедансе головок от Фокал и Панасоник естественным образом их нивелировала: 4 ома Фокал и 12 ом пара Панасоник.
Следующим моментом пришло время высокочастотного разврата! И вот в этой составляющей звуковой картины я оторвался по полной! Во - первых, уже в корпуса этих АС были встроены шикарные шелковые головки от Алпайн, добивающие в своем диапазоне до 35 кГц, но я их звуковое давление приглушил 6-ти омным резистором (после проверки АЧХ), а потом присовокупил ко всему этому СУПЕР - ТВИТЕРЫ, которые мы изготовили специально для изучения влияния материалов на звук.
Изготовлено было два комплекта пуль - корпусов под определенные высокочастотные головки, один комплект, который вы видите на фото, из марочной меди и второй, который у моего компаньона, из марочной латуни. Испытания показали большую разницу в результирующей АЧХ головок без корпуса и в корпусе!
Все неравномерности в АЧХ без корпуса, после монтажа в корпус снижались на минус 3 - 6 дБ, чувствительность головок выросла до 100 дБ на ватт/метр, с 89 дБ на ватт/2.83 м по паспорту, и самое интересное вырос предел воспроизведения частотного диапазона, в моем случае возможности этих головок по паспорту 22 000 гц, реально в корпусе - 25 000 гц (-6 дБ), в латунном еще круче до 27 000 гц! Однако шаман б...ть! Корпуса были изготовлены токарным способом из литых болванок меди и латуни, и далее вручную доведены до видимого вами состояния, полированы и покрыты спец лаком!
В результате звучание этого набора, стоящего у меня дома, получилось настолько естественное, что при прослушивании определенных фонограмм, начинаешь путать звуки приходящие снаружи помещения, со звуками воспроизводящейся музыки, это что то! Эти пули - корпуса выдают настолько естественное звучание всех медных и иже с ними групп оркестра, что эффект присутствия усиливается многократно, даже при небольших уровнях звукового давления. Кстати, у меня не очень мощные усилители: Ямашка на средне - высокочастотном усилении (2 по 50 ватт) и Денон на НЧ (2 по 50 ватт).
Резюмируя все вышеописанное, можно сказать, что все зависит от вашего подхода к созданию или приобретению крайнего звена в вашем Хай-Фай или Хай-Энд, а точнее в Акустических системах, это они, родимые, превращают электрические импульсы в звук, который опосредованно этим ребятам проникает в наши души и сердца!
До скорых встреч!