Здравствуйте!
Не буду много о себе распространятся. Скажи лишь, что я юрист. Учился в университетах России и Германии. Являюсь магистром права в Германии. Я решил написать серию около - научных статей для тех кто хочет переехать в Европу, в частности в Германию, или уже живёт в ЕС, и в связи с этим возникают правовые коллизии на стыке правовых систем ЕС и СНГ (по крайнем мере стран СНГ в его европейской части).
Мысль о написании статей пришла в связи с тем, что приходится отвечать на множество вопросов людей, и даже коллег, интересующихся положением дел в Германии и ЕС. Людей интересует естественно наследственное, переселенческое, корпоративное, налоговое и иные отрасли права как в России так и в Германии. Какие коллизии возникают, и когда и где применимо немецкое, а иногда европейское, и где российское право.
Особой структурированности в моих статьях -отчетах ждать не стоит, так как темы и регулярность будут зависеть от Вашей заинтересованности и вопросов.
У нас есть общественная организация, которая помогает в интеграции на территории Германии и ЕС...и если Вам интересно ссылка на её сайт ниже.
Итак начнем.
Первая тема - это либерализация в законодательстве о поздних переселенцах, а именно в законе "О репатриантах"
Поток вопросов по этой теме не иссякает.
Мне бы хотелось осветить не сам закон, который касается персон, который причисляют себя к немцам и в связи с этим, хотят переехать в Германию и получить соответствующий статус, а наиболее значимые изменения вышеуказанного закона.
Эти изменения принесли послабление в регулировании переселенческого права и открыли новые возможности.
Сложностью в получении статуса репатрианта было всегда бремя доказывания заявителем своего немецкого происхождения. И здесь нельзя было совершить ошибку. Как мы наверно понимаем, одним из главных критериев для признания за заявителем статуса переселенца являлось знание языка. И не просто, знание языка, а языковые компетенции должны были быть получены в семье заявителя. Кроме этого, лицо, которое на взгляд немецкого законодателя, с момента осознание себя личностью считало себя немцем, должно было настоять по достижению совершеннолетия (с 16 лет) на внесение этого факта в официальные документы (паспорт).
Если этого не было сделано, признание государственными органами Германии за таким лицом статуса репатрианта представлялась практически невозможным.
Теперь, согласно новеллам в законодательстве о репатриантах, человек может признавать себя не только немцем, но о гражданином иной национальности, а именно, национальности места своего рождения или постоянного проживания. То есть заявитель, проживая в стране своего рождения, мог / может избрать себе другую национальность в силу, к примеру, возможного поражения в правах. Главное , чтобы заявитель считал себя немцем.
Знание немецкого языка, согласно новым правилам , теперь возможно доказать путём сдачи экзамена. И языковая компетенция может быть получена не только в семье но и путём самостоятелного изучения или на языковых курсах. Уровень знания должен соответствовать уровню Б1. Согласно этому уровню будущий репатриант должен понимать немецкую язык и довольно свободно на различные темы на нём общаться. Освобождаются от необходимости подтверждения знаний немецкого языка несовершеннолетние дети претендента, а также недееспособные, ограниченно дееспособные, и лица, которые в силу каких-либо заболеваний, не могут выучить язык..
Ещё одно важное послабление, это то что, доказывать своё немецкое происхождение заявитель может теперь любыми иными законными способами (перечень этих иных способов не определён, и не является исчерпывающим), и государственные органы должны принять во внимание аргументы претендента на статус.
Не лишним было бы упомянуть, что согласно новому закону, больше не требуется совместный выезд в Германию всех членов семьи, и отменена предпосылка о включение в заявление главы семьи родственников только при наличии так называемого тяжёлого или особого случая, который кроме всего прочего, необходимо было доказать. Теперь же обращение о внесении в заявление главы семьи возможно любым родственником независимо от момента подачи просьбы о репатриации и местонахождения заявителя. Условием для подачи является лишь знание немецкого языка на начальном уровне (А 1) и общее количество заявлений в календарный году по всей Германии (50 000 заявлений в год возможно).
И самое главное, согласно изменениям в законодательстве заявитель по своей инициативе может подать просьбу о возобновлении всех дел, по которым претенденты получили отказ в признании за ними статуса поздних переселенцев, Этот пересмотр возможен по всем делам, независимо от причины отказа и сроков. Государственный орган сам инициировать такой пересмотр не может
То есть возникают реальные перспективы для воссоединения с близкими, оставшимися в России и странах СНГ, а также пересмотру дел, по которым уже вынесены отрицательные решения.
Мне бы хотелось упомянуть и о „ложке дегтя“ в этой бочке елея. Не все юристы об этом говорят, так как данный факт возможно чуть остудит пыл,... и клиентов станет меньше.
Нам придётся обратится к решению Высшего федерального административного суда Германии, от 2018 года, которое говорит, что Требования по признанию немцем и его приёме в Германию по линии "особого или исключительно тяжелого случая" определяются обстоятельствами, и в соответствии с правовой ситуацией, действующей на момент переселения.
Таким образом, снижение требований к получения статуса "немца по происхождению" посредством десятой поправки к Федеральному закону о перемещенных лицах не дает заявителям, которые уже постоянно проживали в Германии до вступления в силу поправки к закону, возобновить процедуру приема, которая ранее была завершена в соответствии с § 51 Абз. 1 стр. 1 Закона об административном производстве (VwVfG).
После того, как заявление о приеме подано переселенцем (например в 1996 году) и было безусловно отклонено Федеральным административным судом, („новый“) запрос о приеме может быть удовлетворен только лишь в том случае, если данная процедура может быть возобновлена в соответствии с § 51 Абз. 1 стр. 1 VwVfG (право на возобновление), то есть выполнены условия § 51 Абз. 1 стр. 5 в сочетании с § 48 (Отмена незаконного административного акта) и § 49 VwVfG (изменение по усмотрению). Фактически пересмотр возможен только по „процедурным“ нарушниям или нарушениям правил закона об административном производстве (ВщВфГ). Иными словами новое решение будет противоречить принципу "окончательности отрицательного решения". Отказ в принятии или приеме лица в соответсвии с законом о переселенцах- это не тот случай, когда отрицательное решение не имеет силу и в случае изменившихся обстоятельств, в том числе и правовых, если лицо уже находится на территории Германии.
Ещё раз:
Изменения требований к статусу этнических репатриантов, внесенные в Закон о десятой поправке к закону "О репатриантах", не имеют обратной силы в отношении переселенцев находящихся в Германии.
Решение законодательного органа по разному сформулировать юридические требования для лиц уже переселившихся и ещё нет, основано на объективной причинах.
Законодатель хотел облегчить переселение тех лиц немецкого происхождения, которым еще не удалось приехать в Германию каким-либо другим способом. Другими словами, цель состояла в том, чтобы облегчить переселение, а не доступ людей, уже живущих здесь, к другим льготам, связанным со статусом репатрианта, а именно к требованиям, к примеру, в соответствии с законом о пенсиях за рубежом.