Найти тему
soullaway soullaway

Исчезнувший юмор исчезнувшей страны

Так уж устроена человеческая природа, что юмор пользуется успехом в любом жанре искусства. Даже если понаблюдать в цирке за детьми, которых папы с мамами привели на представление, то вы увидите, что эмоциональнее всего самые маленькие зрители реагируют не на акробатов с жонглерами, и не на дрессированных зверей, а на… Правильно, клоунов! Именно их номера вызывают у детей неописуемый восторг. По мере взросления человека меняются, вещи, которые его смешат, но сама потребность смеяться остается с нами до конца жизни. Поэтому юмористические теле-шоу всегда собирают внушительные аудитории в прайм-тайм, смешные мемы собирают максимальное количество лайков, а стендап-комики по количеству поклонников вполне могут посоперничать со звездами поп-музыки. И я тоже юмор люблю. Никогда из себя не строил высоколобого эстета, поэтому не стесняюсь того, что юмор люблю, и как сейчас принято говорить, потребляю соответствующий контент.

Собственно, к чему я начал эти рассуждения? Дело в том, что когда у нас только появился общедоступный высокоскоростной безлимитный интернет, моя мама попросила меня скачать для нее кое-что из телевизионного юмора времен ее молодости (это 70-е – начало 80-х годов) и написала список, в котором были, насколько я помню, «Кабачок 13 стульев», телеспектакли из серии «Маленькие комедии большого дома» и тому подобное, ну и по возможность, выступления Райкина, Хазанова, Жванецкого, что-то в таком роде.

Все это было скачано, сброшено на флэшку и передано маме при встрече. Спустя какое-то время в один из традиционных визитов на чашку чая с домашней выпечкой мама посетовала, что ей это все совершенно не смешно. Раньше она смеялась над этим до слез, а сейчас вообще никаких эмоций. И не потому, что она все шутки помнит наизусть, как раз таки многое успело подзабыться и смотрелось как в первый раз. Но вот прежней реакции не вызывало.

-2

У меня старый юмор тоже давно ничего, кроме зевоты и недоумения не вызывал, но я это списывал на принадлежность к другому поколению и воспринимал как само собой разумеющееся. А тут выясняется, что и на представителях старшего поколения это тоже перестало работать, во всяком случае, на моей маме. И это касается не только эстрадного юмора.

Я как-то из ностальгических чувств пытался смотреть КВН конца 80-х. Ну вы помните, команды джентльменов из Одесского Универститета, Новосибирского Академгородка (давшая нам ОСП-студию), МХТИ, ДГУ… Все-таки это не кондовая официозная эстрада, а молодежный студенческий юмор, должно же что-то быть близко. Но все шутки не то что мимо кассы, а вообще из некой параллельной реальности. При этом я прекрасно понимаю, что именно пытались обстебать юмористы в том или ином номере, но, поскольку эти явления из жизни ушли, смеха уже эти номера не вызывают.

Ну, например, как вам шутка: «Комсомол – партии: партия, дай порулить!» Я, конечно, помню лозунг «Партия – наш рулевой», но насколько архаично его высмеивание сейчас. Или вот: «Почему в государстве держать аппарат можно, а дома нельзя?» Тут открывается целый пласт причинно-следственных связей: запрет на самогоноварение, рост которого был связан с горбачевской антиалкогольной кампанией. Все это занимательно для любителей покопаться в исторических коллизиях, но рассмешит ли это сейчас кого-либо? Сомневаюсь.

Вспоминается еще одна популярная в те годы телепередача – «Вокруг смеха», я так понимаю, это аллюзия на «Вокруг света». В те годы передача считалась образцом продвинутого юмора и дерзкой социальной сатиры. Но, опять же, шутки на тему дефицита колбасы, черной икры и других бытовых реалий того времени сейчас никому не интересны.

Ну, вот как пример: «Хотел бы я оказаться в 31 декабря 1999 года. Конец месяца, конец квартала, конец года, конец века, конец тысячелетия. Сколько дефицита выбросили в магазины!» Поймут ли это те, кто родился в 90-е? Вопрос риторический. А кого сейчас может рассмешить номер Романа Карцева про раков, которые большие и маленькие, вчера и сегодня. Впрочем, надо отдать должное создателем той передачи, такие артисты, как Евгений Петросян и Ефим Шифрин туда не попадали из-за низкого интеллектуального уровня. И сатирическую функцию программа выполняла, а то, что они потеряли актуальность, вины той программы нет, а возможно, в этом есть и частично ее заслуга.

-3

Но им нашлось место у Регины Дубовицкой в пресловутом Аншлаге. Вот уж действительно злой гений отечественного юмористического жанра. Вот хоть режьте меня, но не пойму, что смешного в номере, в общем-то, талантливого артиста Михаила Евдокимова про «красную морду». Впрочем, об аншлаго-петросяновском юморе я уже писал.

Но дело даже не только в содержании шуток и их предмета. То, что лично мне бросилось в глаза – вялость и статичность происходящего на сцене. В современных юмористических шоу – хоть КВН, хоть Камеди Клаб, куда больше драйва и энергии. Вы погодите меня упрекать в потакании дурновкусию и шуткам ниже пояса. Я сейчас не о содержании шуток, а об их подаче со сцены. Сейчас подача ярче. Потому и современной аудитории старый юмор скучен.

И отсюда возникает ответ на вопрос, почему у молодой, да и не только молодой аудитории вызывают неприятие и отторжение Петросян с Региной Дубовицкой. Это упорное использование давно изживших себя сценических приемов, когда-то успешных, а ныне совсем неактуальных. Это все равно, что строить карьеру в поп-музыке по лекалам каких-нибудь ВИА «Самоцветы» или Юрия Антонова. То, что работало двадцать-тридцать лет назад, сейчас работать не будет.

И с юмором это правило работает на все сто. Меняются условия жизни людей, политическая ситуация в стране и мире, быт. Скажем, тотальная цифровизация и засилье разнообразных гаджетов в нашей жизни породили огромное количество шуток, начиная от номеров стендап-комиков и заканчивая мемами в соцсетях. И наоборот, шутки про дефицит ширпотреба ушли в прошлое, надеюсь, что навсегда.

Так что юмор – товар скоропортящийся, а тем более сейчас, когда жизнь меняется гораздо быстрее, чем раньше. Ушли в прошлое пейджеры, отжили свое кнопочные телефоны, забыли все про аську. А ведь сколько шуток с ними было связано! Также и с комиками. Пройдет совсем немного времени, и те, кто сегодня на ютубе собирает миллионы просмотров, начнут пахнуть нафталином. Я часто встречал тезис, что у каждого поколения должна быть своя поп-музыка. Я добавлю: и юмор тоже.

-4

Юмор должен быть актуален и отражать реалии современной жизни. Если это удается, юмористический проект признается удачным. Это данность, закон жанра. И поймите меня правильно, я вовсе не призываю вас игнорировать старые кинокомедии и теле-шоу. Многое из этого и сейчас вызывает интерес. Про некоторые кинокомедии 80-х, которые я недавно для себя открыл, я писал здесь. Что касается эстрадного юмора, скажем, райкинская миниатюра про тупого доцента и студента-грузина прекрасна, и на похожем приеме построены многие номера современных комиков. Просто если в юморе ничего нового не появляется, то это признак стагнации общества, на мой взгляд. А то, что современный юмор кому-то не нравится, это нормально. Мне тоже нравится в нем далеко не все, но это тема для отдельного разговора.

А на сегодня все, и спасибо за внимание!