- На мой взгляд, фестиваль Монстры рока в Тушино провёл жирную черту между тем, что было до этого и после. И как по мне с него и можно начинать отсчёт тем самым 90-м которые принято называть лихими. Согласишься ли ты с этим утверждением и что можешь рассказать о самом фестивале? Особо интересует выступление группы Э.С.Т.
- Тушинский фест-грандиознейший гиг!! Однозначно - самый крутой концерт в моей жизни! Никакие вакены-хеллфесты и рядом не лежали! Да, сам антураж, атмосфера феста задали темп на ближайшее десятилетие.
За 2 часа до начала и потом, вплоть до Дисей, происходили целые битвы с милицией и курсантами, бутылки летели сплошным потоком, количество черепно-мозговых травм учету не поддавалось. Хэтфилд вообще, выйдя на сцену, заявил, что играть не будет в этом аду. Однако, уболтали кое-как.
Что до группы ЭСТ, то выступила она не особо. Звук был плохой (у Пантеры, кстати, еще хуже был), народ как-то вяло на них реагировал. Ну, и не особо, наверное, будет настроение выкладываться, если после каждой песни тебе орут хором "Металлика!!". Плюс один некрасивый инцидент смазал их и так весьма блеклое выступление - какой-то дурень бросил бутылку в их ударника.
Но что хотелось бы отметить? Для меня лично беспредельный рок 90-х начался все же не с Тушино. 90-й и 91-й - это шабаши Коррозии Металла - в Зеленом Театре (летом) и Сетуньском ДС (зимой). Железные марши эти, трэш, водка и угар. На концертах Коррозии творился сущий ад, всегда и везде! Водка, слэм и много голых девок... так что Паук задал тему, а Тушинский фестиваль только закрепил))
- Раз уж мы вырулили сразу на Паука, то любопытно, почему на твой взгляд из передовика отечественной сцены он превратился в итоге во фрика вроде Джигурды? И интересно бывал ли ты на его концертах за пределами столицы в 90-х?
- Паук… этот чел весьма непрост. Был и есть. Коррозия - типичная подвальная ПТУшная команда, в музыкальном плане мало что из себя представляющая, нарезала тогда примитивный трэшак с невнятной чернушной текстурой. А вот остальное… остальное и был -ПАУК! Имидж, Шоу, скандальность и бросовость- это типа Секс Пистолс нашего времени.)
Только Пистолетами Малькольм рулил, а Коррозию Паук направлял сам - железной рукой и расчетливой головой. Неее, Сережа был всегда ушлым, хитрым и умным, имидж обманывать не должен.
Просто в какой-то момент он потерял баланс - популярность упала, музыкальная составляющая подкатилась к нулю, остался один эпатаж. Подобное случилось с Ж. Агузаровой.))
Что до концертов Коррозии вне столицы, по области они бомбили частенько. На эти концерты я гонял - Раменское, Ковров, Дубна… Был в Туле на них. Но самый крутой тур их был Крым-96 конечно. Тогда я помню, даже планы изменил, как узнал, что они к нам едут. Думаю, если Паук будет в Крыму, то мне и подавно надо быть там, хотя до того не собирался… но забил на все дела - и дернул. В Симферополе побывал на концерте, у себя дома - в Ялте - тоже… Паук тогда круто тележил про Русский Крым, кто же тогда мог знать?)))
Кого бы ты ещё выделил из наших групп, кто имел вес в 90-е? Коррозия, Э.С.Т., Летов, конечно же, Сектор и Монгол Шуудан. Это с моей точки зрения. Всяких Лагутенко и Земфир в расчёт не берём, это всё-таки совсем другая история. И интересно отношение в среде неформалов к героям 80-х. К тому же Цою, Бутусову, Гребенщикову, Шевчуку.
- Если говорить именно за продукт 90-х, то такие ребята как ЭСТ - их плоть и кровь. Именно Сагадеев имиджево воплотил суть того десятилетия в своей группе, создал эдакий бандитский моторхэд по-русски.
Шауданы же сразу взлетели в этом беспредельном угарном мире 90-х, очень ярко отметившись в короткой истории с Отрыжкой, побывав на страницах криминальной хроники... ну, и чуть не сгорев тут же.
Группа тогда выжила чудом - в физическом смысле, что не могло не сказаться на их дальнейшем творчестве.)
Летов -БОхЪ. Он - вообще вне движа, он-над ним. За его исканиями, метаниями и терзаниями следила вся страна в 90-е, обсуждая его каждый новый альбом.
Сектор Газа? Грустный сельский панк Юра создал фактически новое направление в рок-музыке, самый недооцененный рокер 90-х, на мой взгляд… Нашерадийщики и т.п. ученики плавцов - это фальшивые темы 90-х. Радио тогда рулило, пыталось навязывать вкусы. Все эти Кукрыниксы-фигиксы и т.п. фальшивый панк - с одной стороны и скляровские чикатиллы - с другой, это то, че вспоминать не хочется, но надо))
К счастью, народ быстро разобрался, че к чему - тогда люди были по сообразительнее.)) Земфиры-Чичерины отправились в лагерь попсы, где им и место. Чикатилы-фигилы сторчались, не смотря на стрэйт эйдж.))
Обидно было за Арию - влезла в блудняк с Нашим радио, денег хотели… Но в общем на них ходили, скромно уже к середине десятилетия, но все же. Клуб собирали, даже их клоны всякие -маврики, аварии и т.п. собирали народ - мало, но стабильно.
Что до Гребенщиковых, Цоев и т.п. Кинчевых, лично для меня они в 90-е уже ничего не значили. Да, у Цоя была армия посмертных фэнов, стены эти, плач вселенский. Алиса тоже имела четкий круг фанатов. Боря че-то там вещал из буддистских сфер, кто-то даже делал вид, что это еще интересно…
В целом же "русский рок" был в глубоком кризисе - никакие наширадии не помогали. По мне, так и слава богу.)) Кого еще забыли?
Ну, Янка тогда ушла на пике. По ней рыдали все. Из Коррозийщиков отметил бы так и не раскрывших свой потенциал "Мафию" (особенно) и "Тризну". ДИВ еще. Полит-рок только появился, правый и левый. Но если у левого туса сформировалась быстро (спасибо Лимонову), то на правом фланге ДИВ одни долго отдувались (если конечно дурачества Паука в серьез не принимать), пока Коловрат не появился.)
Бутусов и Шевчук? Первый вообще заглох надолго, второй - явно опопсел... А так-то вроде все, все герои 90-х названы были… можно еще вспомнить парней типа КПП или Ника Р-н-Р какого-нить, но это местечковая сцена, не глобальная.
4. Раз уж завели разговор о левой сцене, то на твой взгляд, тот же Сантим имел ли шансы стать кем-то большим, чем стал? И интересно кого кроме него в околофутбольной сфере уважали в то время из наших?
- Ну, Сантим - чел специфический. Да, Банда 4-х прогремела в свое время - кассета "Любовь-это власть" в каждом ларьке московском продавалась, однако это - не чисто музыка. Это именно часть движа, для Сантима-то всегда так и было. Футбол, драки, пьянки… музыка прилагается…
Хотя бы поэтому шансов, на мой взгляд, у него не было. Да они ему не особо и нужны-то были... Лично от него слышал - и не раз "Парни, да какой я вам музыкант?"
С таким подходом, конечно… но талантлив был, однако.)) Что до околофутбола 90-х, то он был совсем иным, трудно представить - насколько… никаких те фээрплеев и т.п. чуши… бились жестко, почти без правил. Договоры постоянно нарушались - и это считалось за военную хитрость)).
Авторитеты 90? Если с Динамиков начали, то Каманча конечно. У спартачей - Флинты все как на подбор были круты и отморожены. У армейцев - РБВ и позже-Ярославка -та же беда. Локо и торпедосы тогда спокойные были, но и у них были исключительные персонажи типа Асфальта или Севы…
Качество человеческого материала было высоко, люди в одной руке держали гирьку для пробивания чужой головы, а в другой - томик Шопенгаура - для наполнения своей.))
Потому чисто в звериности наш околофутбол 90-х уступал сербскому, например. Или турецкому. Да даже польскому. Но вот эта его уникальность меня лично всегда забавляла. Что ни отморозок - то почитатель Кафки или Ницше, вот ведь как.
5. Поскольку левая сцена, так или иначе, связана с Егором, то интересно как относились к этому в среде, где ты вращался. Всё-таки такой переход из анархистов внезапно к коммунистам не мог не вызывать разговоров. И бывал ли ты на Русских прорывах где-нибудь?
- Эта тема постоянно муссировалась, особенно в "интеллехтуальных", панимашь, околомузыкальных кругах. Типа, вот, как жи Летов смог... после "Красных альбомов" и т.п. "Мышеловок" - да сам в красные…
На самом деле, чтобы понять произошедшее с Егором, нужно было именно тусить там, у Лимоныча в Бункере, где и рождалась эта странная рок-тема. Ноги растут из книги Лимонова "Дисциплинарный Санаторий". Осилив ее можно было понять, что происходило в голове у Летова, и как он встал под Красный Флажок. И что это был за флажок такой - с черным серпом и молотом в белом круге)).
Но наша-то "интэллихэнция" книжек не читала, она их писала.)) Потому подняли вонь, не въехав в тему: "Летов -коммунизд!! Эта-пазорЪЪ!!»))
На самом же деле на всех концертах середины 90-х, в .т.ч. на Прорывах (о них -ниже), когда доходило до "горячего" , а доходило постоянно , базар заканчивался тем , что Егор орал в микрофон " я анархистом был , им и останусь!". ))
Если чисто мое мнение интересно, Егор стебался на 80% думаю. Еще 20 - это личный авторитет Лимоныча…а так-то в политике он не волок… потом вообще призывал всех вступать в РНЕ.))
Что до Прорывов этих, так я там с первого дня тусовал, где-то рядом. Тогда Гражданка с Инструкцией замутили эту тему, сразу после поражения Революции-93. Это было сильно!! 94-й, снова многострадальная Сетунь, дворец "Крылышек". На сцене - Летов и Лимонов. Над сценой - огромный флаг НБП. Лимонов публично проклинает Ельцина, а Летов объявляет музыкантов.
Потом много что еще было: Нижний и Питер, погром ДК в Москве, Ампилов, Лимонов и Егор, орущие в микрофон "И Ленин такой молодой", да, угарные были годы. ДА, СМЕРТЬ !!!))
6. А вот тут хотелось бы поподробнее. Ты, получается, ездил и в Нижний и в Питер на их мероприятия? Расскажи, пожалуйста, о дороге, о приключениях там, не могло ж их не быть в пути. И о самой атмосфере концертов.
- Что до атмосферы, самый мощный "Прорыв" был в Питере конечно. Знаковость того сэйшена отмечена многими партайгеноссен - впервые знамена НБП были замечены в зале. Егор жег как бог на том концерте. Почти не тележил (меньше обычного) Запомнился забавный момент: Заходим в зал, отчетливо вижу Егора, который просто стоит - руки в карманы. Но при этом ГО играет и отчетливо слышен вокал! Начинаю смотреть по сцене - поет какой-то мужик в плаще. Тут же на него кидаются люди, скручивают и уводят. Начинается концерт.))
Про Нижний могу отметить только то, что это была какая-то политакция к каким-то местным выборам. Там уже Сантим зажигал. Умудрился упиться еще в поезде, выкинул в окно пачки с агитацией...Потом еще с Лукичом повздорил, чуть обоих с поезда не сняли... Лимонов тогда бесился, помню. Именно после этой поездки кстати Сантим стал всем рассказывать, что он скорее правый, чем левый.))
7. Поскольку выше ты упомянул о любви к чтению в среде неформалов (от себя замечу, что и среди пионеров вроде меня это тоже было распространённое явление) интересно кого из русской литературы тогда котировали? Как относились к Пелевину и Егору Радову? Про вкусы с начала нулевых я представление имею, а вот 90-е как-то смазались. Может быть, были какие-то писатели, которых попросту в итоге забыли?
- Да, читали много. Философию в основном. Ницше и т.п. В Бункере сидел в своем кабинете мрачный как паук Дугин. Вот только приходил новичок - и начиналось: "А вот Ю. Эвола, прочитать. Дануцио-прочитать" и т.п.
Постоянно литературные диспуты были всякие, в Московские ВУЗы ходили на открытые вечера, дискутировали... Но читали и художественную литературу. Очень котировался Булгаков. Причем считалось, что "Собачье сердце" и т.п. "Белая Гвардия"- произведения упадочные. А вот "Багровый остров", "Дьяволиада" и "Записки врача" - самое то.
Да, Радова уважали - но не так чтобы очень. Упомянутый Пелевин куда выше котировался. Юз Алешковский был популярен. Сорокина читали, хотя он вроде как идеологический враг. Еще из врагов - очень популярна была "Х... книга" А.Никонова. Хотя тогда конечно никто не знал, что из этого дяди выйдет в итоге.)) Стругацких даже читали - можешь себе представить? Был творческий вечер "Красная Фантастика". Там их обсуждали. И Колпакова еще - хоть он и плагиатор.)) Ну и так - по мелочи- Троцкий, Че Гевара, О. Штрассер, А. Гитлер, "Сатанинская Библия" Ла Вэя…это каждый должен был освоить. А я вот Стивена Кинга читал)) - и все меня подкалывали))
8. Поскольку самиздат к 90-м стал умирать, всё-таки появилась куча всяких журналов, то интересно чего читали из такой печатной продукции. Возили ли иностранные журналы? И где всё это можно было купить? Какие места с твоей точки зрения культовые были в этом плане в столице?
- Самиздат в 90-е вполне себе существовал. Именно его продукцию я и приобретал, собственно. А что читать - не "Птюч» же, в самом деле?))
Одно время покупал журнал "Василиск" - сатанинско-музыкальный. Кто его делал - не знаю. Продавался же он во всех рок-магазинах Москвы - Давай-Давай, Рок-Арсенал и т.д.… очень много самиздата было по околофутболу. Все группировки издавали свои журналы. И если в основном качество варьировалось от очень плохого до плохого, то армейский "Фанатский Вестник" был очень даже ничего. Подобная продукция распространялась из рук в руки (типа, захотел приобрести новый номер "Паровоза" локомотивского - приходишь к ДК "Железнодорожник" в правильное время - и там ты его получишь, бесплатно кстати.)
Ну, и купить фанатские журналы было можно - в тех же рок-магазинах и самом культовом месте Москвы - палатке у стадиона Динамо. В ней же, кстати, продавался и политический самиздат - журналы типа "Погромщик" или "Дело номер 88" -ультраправой понятно ориентации.
В Москве издавался даже журнал "Борец" - анархистско-экологический, в котором описывались прошлые акции зеленых и анархистов и рекламировались будущие. Купить просто так его было нельзя - только на митингах. То же самое могу сказать о выходящем крайне нерегулярно журнале "Троцкист". Мне удалось приобрести всего 2 номера - на митинге НБП у Минина и Пожарского и на сходняке АКМовцев. Так что насчет «умирающего» самиздата я бы поспорил. Вся нелегальщина была на самиздате, при этом она была наиболее интересной и живой.
9. По верхам времени можно так сказать пробежались. Но естественно для полноты картины вопрос по зарубежным исполнителям. На чьи концерты ты ходил в 90-е? И кто запомнился из забугорных гостей больше всего?
- 90-е начались в этом плане лихо, Тушино мы тут уже вспомнили.)) Сразу после Тушино был концерт Napalm Death в декабре 91-го. Угар космический! Точно ничего подобного я до того и представить себе не мог. Переплюнули их только Cannibal Corpse в 93-м уже. Дали жару просто бесподобно!! В конце 93-го жирно отбомбился Kreator, помню звук был чумовой у них.
Самый мощный же концерт в легендарной Горбушке - это безусловно Motorhead с ЭСТами на разогреве!! То состояние абсолютного, благостного какого-то, угара я помню до сих пор. Ну и ударно завершилось десятилетие - когда Manowar первый раз приехали в 99-м! Тут нужно отметить, что их концерт в Питере, в «Юбилейном», был гораздо круче московского. Все же Горбуша -не особо подходящее под эту команду место.
10. Собственно, ты своим ответом умудрился ответить на следующий вопрос. Я хотел спросить какой концерт ты бы выделил как финал 90-х и получается это был Manowar. В таком случае спрошу иначе. Какое событие на твой взгляд в стране было финальным аккордом 90-х в стране? Борю с его «Я устал, я мухожук» не берём в расчёт))
- "Я ухожу, я сделал все, что мог"- именно это сказал Боря в ту Новогоднюю Ночь.)) Это называется "синдром Манделы, Right ? )) Однако для меня конец 90-х ассоциируется больше с моментом, когда в телевизоре замелькал узкий его приемничек, тогда многие, кто понятие имел, просекли на раз - Все, вольнице конец, начинается новый век)) Соответственно, и фраза будет другая, от приемничка собственно "Мочить в сортире". Ну, и действия соответственные - бомбардировки Чечни в сентябре 99-го, начало 2-й войны. Так уходила вольница, так заканчивался романтизм.
Здесь можно почать предыдущий диалог о 80-х.
А здесь беседа со скинхедом из 90-х. Тоже так сказать для понимания атмосферы.