роман
Есть такая профессия - свою Родину защищать!
О лётчиках...
Я люблю их общество. Приятно созерцать эту молодежь, не знающую ни оглядки на прошлое, ни страха за будущее, ни разочарований, ни спасительного благоразумия. Радостен вид цветущего, могучего здоровья, прошедшего через самый взыскательный медицинский контроль. Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть, любимый и опасный труд на свежем воздухе, вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственной невесомости и чудовищной быстроты — все это как бы выжигает, вытравляет из души настоящего летчика обычные низменные чувства: зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь, — и в ней остается Чистое Золото…»
А.И.Куприн «Люди — птицы»
Слово автора к читателям
- Моё поколение, – это поколение послевоенных детей! Все мои друзья, товарищи детства и школы, юности и учёбы в ж.д. техникуме в г.Орле, юные романтики Неба по занятиям и полётам в аэроклубе, затем в ЦСПК , однокурсники Черниговского ВВАУЛ им.Ленинского Комсомола, были воспитаны на живых примерах, на славе победителей в жесточайшей войне 1941-45гг. с фашистской Германией. Это наши отцы, родные и близкие нам люди старших поколений прошли с кровопролитными боями всю Европу и водрузили знамя Победы над поверженным рейхстагом, люди всего мира склоняли и склоняют головы над могилами павших воинов! Великая война полыхала по всему земному шару, в ней гибли люди разных национальностей и стран. Но основную тяжесть войны с фашизмом вынес Советский Союз. Советская Армия принесла всем народам мира освобождение от фашизма, освобождение от зверств палачей вермахта, принесла счастье детям и их матерям, принесла надежду на светлое будущее Европе, на землях которой, были развязаны две мировых войны, которые уничтожили около 52 млн.человек разных национальностей! Это население целого большого государства! Вы только представьте себе сколько городов и селений перестали вообще существовать на карте мира, сколько горя, крови и слёз пролито людьми! Разве мы, маленькие граждане Советского Союза, могли не впитать в себя живой, героической истории русской земли! С молоком матери в нас жил русский дух, каждой клеточкой мы ощущали нелёгкое послевоенное житьё-бытьё, мы слушали, затаив дыхание, рассказы фронтовиков о жестоких сражениях, из которых они и не мечтали выйти живыми. Мы рисовали в своём воображении картины этих боёв. Дети, родившиеся после войны, мы любили играть в войну, мы тайно имели боевое оружие, мы видели себя рядом с фронтовиками! Земли Орловской области, на которых мы росли, были нашпигованы оружием и боеприпасами, и мы подросшие мальчишки, находили их в засыпанных взрывами блиндажах, окопах, в оврагах, в зарослях трав и кустарников, выкапывали из земли на местах былых боёв эти опасные «игрушки» войны, стреляли вдалеке от сёл из настоящего оружия, взрывали мины и снаряды, положив их в костры. Многим из моих друзей детства досталось сполна от этих смертельно опасных «игрушек», были и погибшие ребята, вечная память им всем!
- В школах наши учителя носили фронтовые гимнастёрки, галифе и хромовые сапоги, портупеи с широкими ремнями( в воспитательных целях эти ремни иногда «ласкали» наши мягкие места). Мне никогда не забыть стихотворения Твардовского А.Т. «Рассказ танкиста», у меня мурашки по телу бегали, когда я учил его наизусть в 4-ом классе. Я прочитал его в школе на уроке РОДНОЙ РЕЧИ, да с таким выражением, что в классе долго было тихо, а моя любимая учительница Вера Андреевна Кулакова даже заплакала!
В нашем сельском клубе несколько лет подряд шли фильмы «Десять Сталинских ударов», все они были документальными, и при их показах люди часто узнавали на экране своих сыновей, мужей, отцов. Что тогда начинало твориться в этом клубе! Демонстрацию фильма останавливали, плёнку перематывали и возвращали на те места, на которых демонстрировались кадры с родными и близкими людьми, погибшими в боях или пропавших без вести! Люди бежали к экрану, кричали, звали своих родных и близких, а по окончании фильма выходили из клуба в слезах! После просмотра таких фильмов зрители долго ещё делились своими впечатлениями, долго не могли успокоиться, обсуждали каждую подробность уникальных кадров кинохроники.
Фронтовики в будние дни носили орденские планки, а по праздникам все они, в том числе и наши отцы, надевали свои кителя с орденами и медалями, навсегда я запомнил их мелодичное позвякивание при ходьбе. День Победы отмечался особенно торжественно, на вымытые и покрашенные к этому празднику грузовики, ставили лавки и все желающие выезжали к гранитному мраморному мемориалу, который был расположен в шести км. от нашего посёлка, возле посёлка Поныри, на северном фасе легендарной битвы на Курской дуге, там были захоронены погибшие в боях воины Советской Армии. Цветы и венки возлагались и к отдельно стоящим обелискам. Проходили торжественные митинги и дальше начинались народные гуляния под звуки духовых оркестров, с поминовениями погибших воинов. Работали до темноты буфеты, лавки и полевые кухни, вечером производился салют и после него, с песнями, люди возвращались домой. Вот в таких славных героических традициях прошли наши детские и юношеские годы!
И совсем не удивительно, что наше поколение детей стало патриотами своей страны, нас так воспитали в семьях, в школах, во всех средних и высших учебных заведениях Советского Союза! Нас каждую минуту воспитывала жизнь! В наши юные и молодые души впитывались не слова,а дела людей старших поколений. В этих делах не было места предателям, ворам всех мастей, не было поклонения перед богатством! В городах можно было гулять в любое время суток, не было такой организованной преступности в стране. Структуры власти на всех уровнях работали честно и поэтому такой власти доверяли и помогали. Человек труда был в почёте у государства.
В настоящее время, просто как воздух , жизненно необходимо, чтобы наши потомки не забывали о тех жертвах, о той пролитой крови, которыми досталась Победа во Второй Мировой войне для нашей Родины! Детей и молодых людей нужно ненавязчиво, но ежеминутно воспитывать на живых примерах жизни людей совершивших подвиги и в наши дни! Светлая, вечная память и слава, погибшим и скончавшимся от ран воинам Советской Армии и Флота, всем участникам Великой Отечественной войны 1941-45гг. !!!
Желаю Вам приятного чтения! Автор.
Крылья и ромбик, скачок уплотнения,
Небо и хлебушек потом омытые!
На ленте муаровой кровь поколения,
ЧВВАУЛ колыбель нам и матерь родимая!
Автор
Нас Небо обнимало облаками !
Роман в двух книгах
Книга первая - Небо выбрало нас!
Книга вторая - На крыльях юности.
Посвящается:
- Родным и близким мне людям.
-Военным лётчикам, моим друзьям,
однокурсникам и однополчанам,
выпускникам Высших Военных
Авиационных Училищ лётчиков СССР и
России!
- Людям-патриотам России! Людям, любящим
Слово и Небо!
Светлая, вечная память моим погибшим и
скончавшимся друзьям, с которыми учился в
ЧВВАУЛ им. Ленинского комсомола, с которыми
служил в разных воинских частях ВВС СССР!!!
Вечная память лётчикам, не вернувшимся с заданий, ушедших в мир иной, улетевших навечно в Небеса !!!
Смотришь в Небо с Земли, без границ синева!..
Ты вглядись и увидишь друзей своих лица,
Мы летали средь звёзд, это быль, не молва,
А наш путь боевой будет жить на страницах...
Автор
Книга первая
Небо выбрало нас!
Пролог
*****************************************
Тёплая августовская ночь была тихой, лунной и безоблачной, как бархатом светло-серого цвета она окутала окрестности нескольких областей черноземной России. Шёл третий час ночи, оставалось менее часа до окончания ночных полётов на одном из военных аэродромов, расположенном недалеко от г. Воронежа. В 70км. от аэродрома двое лётчиков на спарке (учебно-боевой самолёт с двумя кабинами) выполняли обычный полёт для отработки техники пилотирования в ночных условиях. По полётному заданию рабочими были высоты от 600 метров до 7000м. Внизу спал районный городок, поблёскивала река Хопёр в лунном сиянии, редкие огни окрестных деревень подтверждали, что на земле властвует глубокая ночь. В природе, в том числе и на аэродроме, чувствовались стремления всего живого к отдыху, неотвратимо наступали приглушённая безмятежность, расслабленность, порой казалось, что даже рёв реактивных двигателей становился не таким уж беспощадным.
Подполковник Дробышев Павел Николаевич обучал в воздухе молодого лётчика. Лейтенант Юрий Скуратов пилотировал самолёт без грубых ошибок, машина точно выписывала заданные траектории, в том числе выполнялись и пикирования с углом до 30 градусов с прицеливанием, и имитацией стрельбы из пушек по хорошо освещённым наземным целям в районе расположения кадрированной танковой дивизии.
После пикирований и боевых разворотов можно было чуть-чуть расслабиться в заднем «кабинете». Для Павла Николаевича этот полёт был уже четвёртым за эту ночь. Откинувшись к спинке катапультного кресла, Павел чутко дремал, убрав руки с органов управления самолётом, чтобы дать лейтенанту полную некорректируемую свободу по управлению самолётом.
Он уже мысленно предвкушал, как постепенно затихнет в конце полётов аэродром. Как после пробега по полосе не спеша рулят на ЦЗ (центральную заправочную стоянку) самолёты, песня усталых турбин от высоких тонов переходит к низким и затихает при остановке их роторов. Один за другим выключаются двигатели самолётов, затихают по воле лётчиков, в их кабинах ещё долго «поют» гироскопы приборов, особыми запахами терпко пахнут скошенные травы (травы на всех аэродромах скашивают, чтобы в них не гнездились птицы т.к. они для самолётов опасны), становятся слышны песни сверчков. Тишина, её величество тишина начинает властвовать, повисает над аэродромом! Крылатый народ, люди Небес умеют ценить тишину, как никто! Время рёва турбин закончилось, на сегодня закончилось. Лётчики довольны выполненной работой, вот теперь чувствуется усталость, можно расслабиться, пора без проволочек сесть в служебный автобус и ехать домой к семьям, к родным очагам...
Но в очередной раз, открыв глаза, Павел увидел заливающий красный мигающий свет в передней кабине, над приборной доской мигал сигнал лампы СОРЦ, сигнализировавший об отказе одной из систем самолёта или двигателя, дремоту как рукой сняло. В правом углу приборной доски задней кабины мигала красная лампа сигнализации падения давления масла в двигателе. Манометр масляной системы двигателя находился в передней кабине, поэтому Павел Николаевич, как можно спокойней спросил:
-Юра прочитай мне показания прибора давления масла.
-Товарищ подполковник! Павел Николаевич, сейчас будем прыгать ?! В кабине появился дым!
- Спокойно Юра! Без паники! Смотри не дёрни держки катапульты, притяни плотней кислородную маску, перейди на дыхание чистым кислородом, я сам нас катапультирую, когда будет нужно. Время у нас ещё есть!
-Вас понял, на чистый кислород перешёл.
- Юра следи за давлением масла, по СПУ периодически докладывай мне, зашторь лампу СОРЦ, слишком ярко мигает и слепит.
По радио подполковник Дробышев П.Н. доложил:
-Фотон - старт, я «Пять полсотни первый», в пятой семь тысяч, упало давление масла ниже 1,3, сигнал СОРЦ есть, в районе двигателя посторонний шум, иногда скрежет. В кабине признаки дыма, перешли на чистый кислород, иду на точку, обеспечьте аварийную посадку на грунтовую запасную полосу с обратным стартом. Начало полосы обозначьте ближним светом двух автомашин: пожарки и санитарки, они возможно нам пригодятся.
- Я «Фотон-старт» 551-го понял. У Вас большой остаток топлива, заходить на посадку будете по обычной схеме
- « Фотон», 551 –й, решения я буду принимать сам, что и как делать, прошу обеспечить мне аварийную посадку! Перспектива катапультироваться ночью и приземлиться на болото в лесу нас не устраивает.
-551–й, «Фотон» Вас понял. Установите обороты двигателя до минимально возможных для полёта.
- Я 551-й, «Фотон»,если я выполню Вашу команду, то турбину заклинит из-за снижения её мощности, начнётся пожар двигателя. Решение мною принято, иду на точку, действовать буду по обстановке.
Этот диалог между экипажем истребителяМиГ-21УМ и руководителем полётов на аэродроме был записан в августе 1983 года с 2ч.08мин. до 2ч.18мин. ночи на магнитофонные ленты нескольких каналов радиосвязи. Запись хранится до сих пор, как образец спокойных грамотных действий экипажа в сложной аварийной обстановке во время выполнения полётного задания в одной из частей ВВС СССР.
Нужно отметить, что руководитель полётов диктовал действия экипажу самолёта, терпящего бедствие, с заранее приготовленной памятки по действиям в особых случаях в полёте, которая была в его «арсенале». Выдумывать своё он не имел права, а опыта полётов на данном типе самолётов у него не было, он прибыл в часть из другого военного округа, где ранее летал на более простых учебных самолётах Л-29 в одном из лётных училищ ВВС.
Скрежет за спинами лётчиков был вначале непостоянным, кратковременным, постепенно становился всё отчётливей, переходил в визг металла, будто бы снималась стружка с заготовки на токарном станке. Из-за дыма, поступавшего в кабину и мешавшего пилотированию, Павлу пришлось разгерметизировать свою кабину, рёв высокоскоростного потока воздуха заглушил всё, но дым из кабин этим потоком вытянуло моментально. Радиообмен возможно было вести только при загерметизированной кабине.
Павлу Николаевичу периодически приходилось включать и выключать герметизацию кабины инструктора. Пожара не было, двигатель продолжал тянуть и приближать самолёт к аэродрому. Удаление от аэродрома сокращалось: 50км.- 40км. - 30км.—20км.—10км. появилась надежда на посадку на свой аэродром. Видимость была хорошей, огни бетонной посадочной полосы были видны как на ладони, но им предстояло выполнить посадку на грунтовую полосу, обозначенную горящей в плошках ветошью, пропитанную керосином. Выпустили шасси, закрылки, включилась система СПС - вот и дальний привод, до полосы всего 4км, и было бы обидно именно сейчас катапультироваться. Павел Николаевич доложил по радио:
--551-й к посадке на грунтовую полосу с обратным стартом готов.
–Юра, выключи тормоз переднего колеса.
-- Выключил, Павел Николаевич.
-- Я «Фотон» -- 551-му посадку на грунт разрешил.
Секунды, секунды – они будто бы становились более длительными, лётчики знают, что время в таких случаях становится «вязким».Самолёт на скорости около 300 км/час с большим остатком топлива, на больших углах атаки крыла, с включёнными фарами подошёл к грунтовой полосе с обратным стартом. Коснулся запасной грунтовой полосы, начало которой было обозначено фарами двух автомобилей, звук работающего двигателя резко оборвался, при уборке оборотов двигателя ниже упора СПС (сдув пограничного слоя) раздался сильный скрежет, турбину заклинило из-за быстрого снижения её мощности. В кабинах на табло приборных досок загорелись лампы сигнализации «Пожар», он возник в отсеке двигателя»!..
Подполковник Дробышев П.Н. был готов к действиям в такой экстремальной ситуации! На пробеге, при появлении сигнала о пожаре на приборной доске, он дал команду :
-Юра, РУД на стоп!
И немедленно ввёл в действие систему пожаротушения, сигнал «Пожар»выключился, только после этого дал команду лейтенанту обесточить энергосистему самолёта.
Командир экипажа ожидал такого развития аварийной ситуации. Пробег самолёта по грунтовой полосе с выпущенным тормозным парашютом был коротким, белый шлейф реагента для тушения пожара, дым от начинавшегося пожара и пыль окутали остановившийся самолёт. Павел Николаевич был уверен, что всё будет развиваться именно так .
–Юра, покидай кабину осторожно, на кресле нет предохранительных чек!
Предупредил лейтенанта Павел, приходилось говорить громко т.к. СПУ уже не работало.
Из кабин самолёта спрыгнули на землю два лётчика и отбежали от него, из разных точек фюзеляжа хлестал фонтанами авиационный керосин, баки самолёта были пробиты осколками лопаток турбин. К самолёту мчались аварийные машины, врач тут же при свете фонарика проверил пульс и предложил выпить лётчикам немного алкоголя для снятия стресса.
- Ефим Сергеевич, доктор, а ты справки нам успеешь выписать о том, что мы алкоголем снимали стресс по совету врача, а до полёта не употребляли алкоголь? А вот от сигареток мы с лейтенантом не откажемся.
Павел Николаевич улыбнулся и дал понять, что не время пить спиртное.
На основную бетонную полосу, которая располагалась слева от лётчиков, на встречном курсе для стоящего на грунтовой полосе самолёта , один за другим садились после выполнения заданий самолёты. Звучали хлопки выпускаемых тормозных парашютов, воздушные потоки гудели и хлопали в них, на высоких скоростях шлёпали на стыках бетонных плит пневматики колёс самолётов, пахло сгоревшим в реактивных двигателях топливом, горячей резиной пневматиков колёс шасси, травами и ещё сотней разных аэродромных запахов. Самолёты, как разгорячённые кони, сдерживаемые опытными жокеями, нехотя снижали скорость на полосе.
Павел Николаевич с удовлетворением сказал лейтенанту:
– Юра, а мы с тобой всё сделали правильно, сели так, что никому не помешали и сами целы и самолёт цел! А теперь представь кошмарную ситуацию, если бы наш самолёт был сейчас на бетонной полосе, куда бы им всем было деваться без топлива, РП (руководитель полётов) с ума бы сошёл! А теперь он нас мысленно благодарит, с него нам с тобой по «100 грамм с огурчиком» причитается! Шутка, вовремя сказанная, великое дело! Юра улыбнулся, вздохнул, затянулся ароматным дымком сигареты и сказал:
-Да, Павел Николаевич, всё у нас получилось прекрасно, с Вами я бы всегда ходил в разведку хоть к чёрту на рога!
Возле самолёта делали своё дело пожарники и аварийная команда ИАС (инженерно-авиационной службы). Из пробитой осколками лопаток турбин обшивки фюзеляжа и топливных баков продолжало литься топливо и, испаряясь на ещё горячих деталях двигателя, дымило, в любую секунду мог возникнуть пожар и даже взрыв. Ситуация экстремальная, довольно опасная. Но работа у каждого своя, обычная в таких случаях, экстренная работа по ликвидации причин возникновения пожара и по определению причин разрушения одного из подшипников роторов турбин двигателя, которые могли проявиться в полёте на других машинах, у менее опытных лётчиков. Благо самолёт и лётчики целы и было предельно просто во всём разобраться, прочитав многочисленные записи САРПП-12 (автоматической системы регистрации параметров полёта) и работы всех систем самолёта, двигателя, аппаратуры. Да и члены экипажа могли многое поведать о столь необычном развитии аварийной ситуации.
Автобус с лётчиками подъехал к КДП(командно диспетчерский пункт),в него вошли офицеры группы руководства полётами и руководитель полётами громко, чтобы все слышали сказал:
-Павел Николаевич, я благодарю тебя за самообладание и мужество, дай я тебя обниму от всего сердца и моей души!
- Спасибо тебе Паша!
Все офицеры, находившиеся в автобусе аплодировали Павлу Николаевичу!
Домой лётчики приехали, как обычно после ночных полётов, на рассвете. Павел Николаевич осторожно открыл дверь, вдохнул с наслаждением аромат тёплых, родных запахов дома, расслабился, с плеч будто бы свалилась тяжёлая ноша, ему очень захотелось спать. Дети спали, сладко посапывая, а жена Соня вышла из спальни и поцеловала Павла в щёку. Она взяла его, ещё тёплую внутри, тёмно коричневую кожанку, и прежде чем повесить её на вешалку, прильнула к ней лицом. Она любила это делать всегда – от куртки её Паши ещё пахло самолётом и запахами странствий, скошенными увядшими травами аэродрома, отработанными газами от сгоревшего в реактивных вихрях двигателей авиационного топлива. Вдыхала запах хорошего крепкого табака и неповторимый аромат его тела, с чуть уловимым запахом парфюма, выбранного ею самой при покупке. Она тихонько шептала свою молитву, благодарила Господа за благополучные полёты, Павел знал об этом, но делал вид, что ничего не видит и не слышит. У него было тепло на душе от всего, он так ценил эти минутки нежности! Он и не думал обижать Соню какими-то насмешками, репликами. Это был их особый мир, и никому в него не было доступа.
- Паша, у тебя всё хорошо было сегодня на полётах? А то мне было что-то очень тревожно, и сон не шёл. Я молилась за тебя Господу, просила его хранить тебя везде!
- Всё, Сонечка, прошло просто отлично! Ты же знаешь, как я люблю летать! Спасибо тебе родная!
Павел обнял Соню за плечи и поцеловал её в губы. Он подумал, что молитва жены конечно сыграла свою роль и возможно спасла его экипаж сегодня от беды. Соня так любила эти, ни с чем несравнимые секунды встречи Павла с полётов, из командировок, какими бы короткими или длительными ни были их расставания. От нежности к мужу, к самому дорогому в жизни человеку у неё сладко щемило сердце.
Павел вымыл руки и освежил усталое лицо в ванной комнате, а Соня с великим удовольствием сама осторожно и нежно промокнула воду на лице мужа полотенцем и поцеловала его во влажную щёку. Она угостила мужа чаем с фирменными пирожками, которые часто пекла, Соня очень любила кормить мужа. Павлу нравились все блюда, когда их готовила жена, пирожки были сочными и горячими, у них очень аппетитно хрустели корочки. Чай в термосе был тоже горячим и ароматным, его Соня заваривала лесными и полевыми травами, которые заготавливались летом для любимого Паши, ну и, конечно, для всей семьи. Чай был особым, из десяти трав и листьев плодовых кустарников – он быстро восстанавливал силы, снимал стрессы после полётов.
- Соня, ты что, солнышко, не отходила от плиты всю ночь? У тебя всё всегда с пылу, с жару.
Соня улыбнулась и сказала, что у неё есть особый секрет сохранения еды вкусной и горячей. Этот секрет знают женщины суровых по погодным условиям краёв и областей Севера, Урала и Сибири, его передают по наследству матери своим дочерям.
У подполковника были крепкие тылы: любящая жена и дети, сын Лёшка десяти годков и Оля, маленькая очаровашка пяти лет от роду. Павел знал, что его всегда ждут дома Соня и дети и очень ценил свой маленький, надёжный остров любви.
-А теперь спать, только спать, я немного устал.
Лёжа в постели, Павел последние слова произносил очень тихо и медленно, уже засыпая. Соня укрыла его простынкой, поцеловала в плечо и улыбнулась, семья в полном составе дома. Как это здорово! Ну, чего ещё пожелать любящей жене и матери детей своих! Теперь можно и уснуть, благо завтра суббота, нет полётов и самой не надо идти на работу…
В субботу лётчики полка частенько собирались после службы в баньке с хорошей парной. Парная содержалась опытным банщиком Иваном Акимовичем, в ней было всегда чистенько, пахло травами, хвоей, запаренными вениками и полынью, её высушенные пучки курились по углам предбанника в специальных глиняных плошках. По мнению «хозяина» бани запах дымящейся полыни отгонял злых духов, обеззараживал помещение предбанника. Лётчики всегда шутили по этому поводу:
– Ну что,Акимыч, всех злых духов извёл сегодня в бане!
На это Акимыч очень серьёзно говорил, что от такой процедуры никому не будет плохо. Наши деды и прадеды знали в этом толк !
- А смеётесь вы, товарищи лётчики, зря, я знаю своё дело. Лёгкого пара вам, голуби!
Парились «голуби» с вениками в хорошо прогретой парной, при температуре около 100 градусов по Цельсию. Потом делали друг другу припарочки распаренными пахучими вениками и массажи. Вообще всё проходило по полной программе. Стрессы отступали, снимались напряжения недели, становилось легко, будто бы с плеч, кто-то могучий и заботливый,снимал тяжёлые гири.
После того как заканчивалось священнодействие процесса с вениками, припарками и массажем все, не спеша, потягивали «живое», холодное светлое пиво местного пивзавода, закусывали раками и рыбкой (благо, их в окрестных водоёмах было много) и слушали рассказ Павла Николаевича уже в подробностях. Лётчики, как патриции в древнем Риме, сидели с накинутыми на плечи, пахнущими свежестью простынями и внимательно слушали своего товарища, который с честью вышел из сложной аварийной ситуации в небе. Такой особый случай в воздухе был неординарным, и было чему поучиться и молодым лётчикам и тем, кто был уже с «бородами». Таков был негласный закон среди лётчиков во всём Союзе.
О случившемся в воздухе нужно было рассказывать предельно честно, с профессиональным анализом особого случая в полёте в официальной обстановке. А вот в баньке можно было поговорить и по поводу сильных эмоций, которыми неизменно сопровождаются такие нештатные ситуации в воздухе. Психологические нагрузки на весь организм в таких ситуациях в воздухе большие и их воздействие дело совсем не простое. Можно было пошутить, рассказать новый анекдот, поговорить и о том, чего нет ни в одной инструкции лётчику. О том, с какой благодарностью подумал каждый из них, когда Павел посадил аварийную машину на запасную полосу, тем самым обеспечив нормальные условия посадки всем лётчикам, находившимся в воздухе в эту ночь.
Лётчики из бани приходили домой вечером, шли не спеша, во всём чувствовалась расслабленность и хорошее настроение. Жёны лётчиков знали об этой полковой традиции и добросовестно помогали мужьям собираться по субботам в баню, готовили что-нибудь вкусненькое, чтобы муж мог с гордостью сказать :
- А теперь попробуйте особое блюдо, его готовила моя жена!
В гарнизоне были, конечно, жёны и из другой «когорты», которые пытались препятствовать хорошей оздоровительной и снимающей стрессы традиции, которым всегда казалось, что лидеры в семьях только они, что их мужья это бесплатное приложение к ним, им было вечно всего мало, вечно скандальные и недовольные ничем, и в итоге их семейные очаги рушились. Им мы славу петь не будем.
Соня встретила Пашу с улыбкой на лице, проговорила : - Пашенька, с лёгким паром, какой ты у меня чистенький, свежий и красивый! Для тебя у нас субботний сюрприз.На середине стола, за которым уже сидели дети красовался ароматный и красивый, большой пирог, который ждал, чтобы его разрезал папа. Дети очень любили эту традицию, которую ненавязчиво возвела в ритуал мама и особенно тот момент, когда папа клал каждому из них по большому куску вкусного пирога с повидлом, приговаривая:
- Растите детки здоровыми и умными. Хлебушек берегите и цените, он всему голова! Нас с мамой не забывайте! Любите свою Родину, большую и малую!
После чая с пирогом Павла неумолимо тянуло выспаться за всю неделю.
-Простите меня детки, прости Сонечка, я так хочу выспаться. Отпустите меня, пожалуйста, в спальню. И папу все «отпускали» единогласно...
32-х лет от роду, подполковник, командир авиационной эскадрильи в истребительном полку, военный лётчик-снайпер, опытный волевой наставник молодых офицеров лётчиков Павел Дробышев после напряжённой лётной недели и хорошей бани спал крепким, здоровым сном.
Продолжение романа следует.
Уважаемые читатели! Прошу уделять совсем немного времени и автору ! Пишите свои комментарии, отзывы, рецензии, оставляйте свои лайки!