Найти тему
Деньга

Потребительская пассивность: итоги распродаж неутешительные

В ноябре случилось неизбежное – россияне снова начали меньше тратить. Не помогли традиционные распродажи. Расходы за первую неделю ноября По данным Sberindex были на 8.3% ниже, за вторую неделю на 7.7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Расходы на одежду сократились на 3.2%, а расходы на услуги упали сразу на 28-30%.

Единственный рост показали расходы на еду. Россияне стали тратить больше на 3-4%. Впрочем, это может быть простым следствием инфляции.

Для сравнения, в октябре ситуация была чуть лучше. Россияне тратили всего на 2.7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, почти вся экономия приходилась на услуги – на них люди тратили на 20% меньше, чем в октябре 2019. А вот траты на продукты выросли на 6.6%, а на непродовольственные товары 5%.

Основная причина падения – плохая эпидемиологическая ситуация. Люди боятся второго локдауна и усиленно экономят. К тому же из-за новых карантинных мер снова пострадала сфера услуг, и у занятых в ней стало меньше денег на руках.

Тут мы можем наблюдать лавинообразное падение: из-за плохих ожиданий все россияне начинают меньше тратить. В условиях такой потребительской пассивности у продавцов и производителей становится меньше денег, что в свою очередь негативно отражается на зарплатах людей.

Окончательно ситуацию прояснит «Черная пятница», если даже масштабные распродажи не смогут раскачать спрос, значит с платежеспособностью населения в ближайшее время все будет плохо.