Дима по всем параметрам развития не соответствовал возрастным нормам. Я до сих пор помню чувство какой-то неловкости, возникавшее у меня под его недетским, по-стариковски страдальческим взглядом при первых встречах с ним. Ко взгляду добавлялась голова несоразмерно большая в сравнении со всем телом. Позже, уже проходя с ним комиссию для оформления в садик, я на полном серьёзе просила эндокринолога как-то убедить меня в том, что у него нет никакой карликовости. Никаких изменений в решении забрать Диму из детского дома диагноз от эндокринолога не повлёк бы за собой, но я полагала, что в таком случае необходимо срочно искать соответствующее лечение.
Проблемы с другими спектрами развития как-то отступали на второй план, и их решение откладывалось "на потом". Больше беспокоила физическая форма и силы мальчика. Весь "гостевой" период нашего общения Дима практически провёл у меня на руках. Там, где невозможно было подъехать, приходилось нести его на руках. Это было совсем не тяжело, но очень тревожно. Поднимаясь по лестнице на четвёртый этаж, Дима на первых порах одолевал с трудом два пролёта, потом дыхание его начинало прерываться, ножки подкашивались, под носом обозначался фиолетовый треугольник - цианоз... Дальше путь к квартире он преодолевал "на учках".
Ходил он не очень уверенно, часто падал, поджимаясь при этом как бы в ожидании наказания за очередное падение. Среди детей-сверстников, гулявших во дворе, он долго не мог задерживаться - они игнорировали его, подтрунивая над его маленьким ростом, общей неловкостью. Но с удовольствием и подолгу общался с детьми младше него.
Гулял на улице подолгу и с удовольствием, как бы навёрстывая упущенное за время пребывания в больницах. Обожал всех друзей Веры, учивших его играть "в футбол", водивших его в парк аттракционов. Дима довольно долго отказывался прыгать на батуте, качаться на качелях, кататься на карусели... Смотрел испуганно на нас, втянув голову в плечики и готовясь расплакаться. А со старшими ребятами набирался смелости сделать какой-то шажок к забавам и развлечениям, так занимавшим других малышей.
Очень боялся воды. Поджимался, когда его усаживали в ванну, терпел минуты три и начинал просить "прекратить эти водные процедуры".
В конце мая - начале июня вопрос об окончательном оформлении опеки был ещё не решён. Детей из группы в детском доме начали оформлять для выезда в летний лагерь... все понимали, что без простуд и заболеваний Дима там не обойдётся, а значит, снова вернётся в больницу. Договорились с директором детского дома о том, что я оформляю гостевой режим для Димы на всё лето, без перерывов и возвращений в детский дом, а со специалистом из опеки, что в течение июня обязательно завершаем оформление постоянной опеки.
В июне нам с Димой посчастливилось поехать в горы на турбазу. Это было несказанное везение. Во-первых, мы могли начать привыкать друг к другу без перерывов на домашние дела и мою работу.
Во-вторых, наша любовь к путешествиям подкреплялась сменой маршрута - мы путешествовали уже не по городу, а далеко в горы. Там много нового, интересного, невиданного...
В-третьих, погода позволяла купаться в бассейне. С ним у меня были связаны надежды на то, что Дима привыкнет к воде. А с водой - надежды на то, что он окрепнет физически, начнёт расти и набираться сил.
Все надежды оправдались. Дима был ошеломлён красотой и могуществом гор, необычностью обстановки: это не детский дом, не больница и даже не "наш дом", к которому он уже успел привыкнуть.
Любил любые прогулки.
Много купался, хотя и не сразу привык к воде. Но купание под открытым небом, в "бездонном" бассейне, в окружении купающихся других людей, в том числе и детей, стало его ежедневным обязательным занятием. А по возвращении домой он полюбил мыться и купаться в ванне. И все физические упражнения и процедуры стали для него с тех пор нормой.
По возвращении с турбазы мы быстро закончили оформление постоянной опеки, и осенью в детский дом Дима приезжал только в качестве гостя.
А в физическом развитии и укреплении здоровья Димы нам помогали в течение всего времени нашей общей жизни многие-многие люди: физрук в детском садике, доктора и тренеры в медицинском центре Бубновского, массажисты - специалисты из Китая и России из медицинского центра "Шаг за шагом", учитель физкультуры в общеобразовательной школе.
Спасибо им всем за участие и труд. Сегодня Дима по физическим показателям соответствует возрасту. Мы очень дорожим и гордимся этим нашим с ним достижением.