Согласно недавно опубликованному опросу американского центра опросов Gallup, взгляды американцев на Россию резко упали до уровня, невиданного со времен распада Советского Союза .
Данные говорят о том, что 52 процента американцев рассматривают военную мощь России как прямую угрозу жизненно важным интересам США, а треть считает Россию главным соперником США, тем самым вытесняя Северную Корею с верхней позиции в полугодовом рейтинге Gallup. Враги США.
Процент американцев, которые отрицательно относятся к России, также увеличился на один процентный пункт до 73 в последнем опросе, что является рекордным показателем в тенденциях Gallup.
Результаты опроса , проведенного в январе 2018 года независимым московским Левада-центром, показали, что две трети россиян назвали Соединенные Штаты своим главным врагом.
Павел Шариков, старший научный сотрудник Института исследований США и Канады Российской академии наук, говорит, что, хотя последние результаты вызывают беспокойство, перспективы могут быть не такими мрачными, как кажется.
«С моей точки зрения, и Москва, и Вашингтон внесли свой вклад в эти цифры», - сказал он, отметив множество переменных - от санкций Запада в связи с аннексией Крыма Россией в 2014 году и обвинений во вмешательстве в выборы в США, а также недавнего краха договора о РСМД. - вызвали беспрецедентный уровень воинственной риторики.
«Со стороны США очень много критики в адрес России, к которой российские политики относятся очень серьезно и очень резко, и они реагируют на эту критику« эскалацией угроз », - сказал Шариков.
«В России есть мнение, что она должна оставаться сильной военной силой ... риторика президента и генералов о том, что российские вооруженные силы растут, о том, что российские системы вооружений настолько надежны», - сказал он. «Это также приводит к тому, что американцы воспринимают русских и Россию как военную угрозу. Так что эти опросы вызывают очень большую озабоченность».
Однако, по словам Шарикова, восприятие Соединенных Штатов в целом россиянами существенно отличается от мнения прокремлевского сообщества. И ряд недавних опросов в России, добавил он, свидетельствует о все более позитивном восприятии американцев.
«Раньше, пару лет назад, в целом российское общественное мнение было, что Россия и Соединенные Штаты - враги, но я посмотрел на недавние опросы Левада-центра, и там была очень четкая тенденция к положительное восприятие США и Европы россиянами, особенно молодым поколением », - сказал он.
«В течение очень долгого времени негативное восприятие США было очень четко связано с очень высоким рейтингом президента [Владимира] Путина, поэтому в настоящее время корреляции нет», - сказал он. «И хотя рейтинги президента Путина очень динамичны - и сейчас они становятся все ниже, - в целом российское общественное мнение становится все более позитивным по отношению к Соединенным Штатам».
Андрей Колесников, политический аналитик Московского центра Карнеги, говорит, что опасения широкой общественности по поводу войны, выражаемые людьми, опрошенными «по обе стороны океана», вряд ли существенно повлияют на дипломатические отношения.
«Основные политические решения принимаются на другом уровне», - сказал он. «Кроме того, отношения между странами и без того достаточно плохие. Это не помогает улучшить ситуацию, когда обычные люди начинают мыслить негативно».
За пределами Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, где всего несколько дней назад хор вызвал споры из-за исполнения сатирической песни советской эпохи о нападении на Соединенные Штаты атомной подводной лодки, местные жители, похоже, отнеслись к открытиям Гэллапа более безразлично.
«Подобные опубликованные исследования только усиливают существующие опасения и предубеждения и в конечном итоге ухудшают отношения», - сказал молодой житель Санкт-Петербурга, студент инженерного факультета, пожелавший остаться неизвестным.
«Люди поверят всему, что они увидят по телевидению и в Интернете», - сказала она. «А в России о чем они больше всего слышат? Политическое вмешательство США в дела других стран и санкции. Поэтому, конечно, они рассматривают США как главного врага».
На улицах Москвы также один молодой профессионал, профессор психологии, повторил мнение о том, что новостные сообщения, наполненные антагонистическими заявлениями американских и российских официальных лиц, не говоря уже о бесчисленном множестве веток в онлайн-СМИ, в значительной степени преувеличивают восприятие взаимной вражды.
Все эти сплетни о российской агрессии начались в советские времена, в середине 20 века или даже раньше, и они никогда не прекратятся, пока люди не отключатся от СМИ», - сказал он, закатывая глаза при упоминании Гэллапа и Левада-центра. опросы.
«Я думаю, вы можете воспринимать меня как врага, если хотите, но вы в полной безопасности можете пойти со мной выпить, если хотите», - добавил он, смеясь. "Жажда может быть действительно опасной вещью, верно?"
Один американец, живущий в Москве, во многом поддержал это мнение, сделав упор на межличностные связи выше международных отношений.
«Я думаю, что эти опросы задают слишком общий вопрос, и большинство людей полностью политически некомпетентны», - сказал Роберт, который предпочел не указывать свою фамилию. «Я думаю, что каждый должен иметь право голоса, и демократия - это необходимость, но международная политика - непростая вещь, и даже опытные политики не могут ее понять - слишком много движущихся частей и культурных недопониманий».
Добавляя, что он считает, что Россия и Соединенные Штаты - общие враги на национальном уровне, он видит большую часть конфликта, разворачивающегося в спорах о геополитических прокси в таких местах, как Сирия.
«Как эмигрант в России и бывший эмигрант в Китае и Камбодже, я не испытываю недоверия или беспокойства со стороны местных жителей, хотя у них были бы логические основания чувствовать это», - сказал он. «Я, конечно, чувствую себя иначе, чем местные жители, но моя связь с ними на личном уровне, а не на политическом. Они понимают, и я понимаю, что правительственные решения далеки от решений самих людей, особенно в недемократические страны вроде тех, в которых я жил.
«Я говорил с людьми о политике в каждой из этих стран, и каждый из них поделился моими чувствами, связанными с человеческими связями, а не политическими связями между людьми», - добавил он.