Добрый день, подписчики и гости канала! Сегодняшняя статья про культовые фильмы ужасов (не ужастики), в которых не новейшие спецэффекты (компьютерная графика), зазвездившиеся актеры,раздутые рекламные рейтинги, а действительно актерское мастерство и творчество всей съемочной группы погружает в атмосферу страха и ужаса! Этим фильмам около 100 лет, но они и посей день актуальны и хорошо смотрятся! Их без иронии следует называть отцами современных "ужастиков"!
Кабинет доктора Калигари (1920)
Рейтинг на Кинопоиске: 7,8
Молодой человек по имени Фрэнсис рассказывает ужасную историю. Его друг, он сам и их любимая девушка стали жертвами чудовищного эксперимента, задуманного и осуществленного неким доктором Калигари.
«Кабинет доктора Калигари» — выдающийся фильм. В эстетическом плане он положил начало немецкому экспрессионизму и сделал важнейший шаг в развитии кино как искусства. Своей же фабулой и ее закулисным преобразованием — отразил нутро немецкого общества и послужил, при ретроспективном взгляде на исторический контекст, не понятым вовремя зловещим предостережением грядущего.
Заряженный ярко выраженным революционным посылом, сценарий фильма был написан Карлом Майером и Гансом Яновицем. История о безумном докторе Калигари, подчинившем своей смертоносной воле сомнамбулу Чезаре, в аллегорической форме вырисовывала страшную картину общества, безнадежно подчиненного тирану, и по его указке способного совершать ужасные вещи. Травма Первой мировой войны требовала художественного переосмысления и рефлексии. Однако, никогда до сих пор не знавшее демократии немецкое общество с опаской относилось к внезапной свободе, и начало разочаровываться в результатах Ноябрьской революции.
Рассматривавшийся на место режиссера «Кабинета доктора Калигари» Фриц Ланг, видимо, нутром чувствовал непопулярность революционных настроений и предложил вставить оригинальную фабулу в дополнительную сюжетную рамку: историю о докторе Калигари рассказывает пациент сумасшедшего дома, а директор учреждения — добродушный и заботливый главврач, а не безумный тиран-убийца. Не смотря на то, что Мейер и Яновиц активно противостояли такому решению, а Ланг вместо «Калигари» занялся продолжением своих «Пауков», занявший кресло режиссера Роберт Вине применил идею предшественника на практике. Всего две сцены — первая и последняя — перевернули посыл сюжета с ног на голову, окрестив революционный протест против тирании бредом сумасшедшего. Эстетика экспрессионизма со своими искривленными безумными декорациями должна была лишь подчеркнуть то, что разыгрывающаяся перед зрителем история — плод фантазии больного разума.
Фантасмагорические декорации, с которыми — благодаря искусному гриму и освещению — органично сливаются актеры, похожи на ожившие картины. Гротескная эстетика особо отчетливо несет в себе заряд метафоричности, и все элементы в кадре участвуют в составлении его художественного смысла. Например, чрезмерно высокие стулья мелких чиновников одним своим нелепым видом умудряются многое сказать о своих владельцах. Эта сплоченность всех элементов, взаимодействующих, либо же входящих в конфликт друг с другом, придает фильму чувство эстетической совершенности и постоянства. Даже титр, важнейший инструмент немого кино, который во многих фильмах играет лишь экспозиционную роль, в «Кабинете доктора Калигари» становится частью визуального спектакля, подчеркивая эмоциональный заряд написанного своим видом, часто приходя в движение, а однажды и вовсе входя во взаимодействие с актером.
Примечательно, что не смотря на подчеркнутую искусственность декораций, камерность действа и недвижимую камеру, «Кабинет доктора Калигари» говорит языком кинематографа, а не представляет собой снятый на пленку спектакль. Активное использование каше и упомянутый выше активный титр — инструмент кино, а не театра — тому одни из примеров. Кинематографична так же и работа со светом: в сцене убийства само действо происходит за кадром, и лишь тени на стене позволяют понять происходящее. Конечно, такой прием может использоваться и в театре, но в кино он более эффективен, потому что заставляет зрителя задуматься о кадре, и о том, что происходит вне кадра. Но главный кино-прием, что правит здесь бал — крупный план. Точнее, не крупный план сам по себе, а его точная и уместная монтажная вставка. Моменты эмоции и кульминации стократно усиливаются одним метко вставленным крупным планом.
Мне сложно найти что-то ненужное, негативное или откровенно недостающее в «Кабинете доктора Калигари». Кажется, этот фильм совершенно не за что поругать. За недвижимую камеру хочется ополчиться не на фильм, а на неторопливый технологический прогресс, ведь сама картина с лихвой этот просчет компенсирует другими приемами. За выворачивание оригинального замысла «окольцованным» сюжетом так же ни слова негатива сказать не могу. Потому что сама эстетика выручает революционный заряд сюжета. Если рассказ о Калигари — бред сумасшедшего, и декорации это подчеркивают, то почему в эпилоге, возвращаясь в якобы нормальный, здоровый мир, искривленность и гротескность декораций не исчезает?
«Кабинет доктора Калигари» — несомненный шедевр мирового кинематографа, чье художественное влияние и историческую значимость трудно переоценить.
Носферату, симфония ужаса (1922)
Рейтинг на Кинопоиске: 7,7
Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.
Это не первое упоминание кровавого графа в кинематографе. Проблема только в том, что предыдущие картины, типа “Смерть Дракулы” 1921 года – не сохранились, утонули в прошлом. Поэтому, все упирается в хоррор Мурнау “Носферату”. Прадедушка клыкастых, если можно так выразиться.
Самое интересное, что и данный фильм мог бы не дожить до наших дней. Мурнау уже собаку съел на различных экранизациях. Например, в 1920 году он обратился к Стивенсону и его “Доктору Джекиллу”. А спустя два года, посягнул на Брэма Стокера. Мурнау проникся книгой и хотел снимать кино, как можно быстрее. Вдова Стокера отказала.
Мурнау пошел на хитрость. Поменял некоторые сюжетные ходы, особенно обратите внимание на финал (в книге он другой). И, конечно же, главный антагонист носит имя Орлок, а не Дракула. Режиссер захотел обмануть вдову, типа у меня своя история. Кто такой этот ваш Брэм Стокер, впервые слышу. Готовы? Вдова Стокера все равно приказала сжечь копии фильма Мурнау, а-ха-ха.
Вот он испугался, схватил одну копию, побежал, споткнулся, упал, вскочил на коня, отдал кому-то, тот увез еще дальше. Короче, смогли кое-как сохранить, распространили по всему миру. С годами собрали и восстановили. Положа руку на сердце, кино выглядит вполне прилично (для 1922 года). Шикарное музыкальное оформление от Ганса Эрдмана, опять же.
Лицезрел с широко открытыми глазами. Все-таки режиссура Мурнау творит чудеса. Мне кажется, этот режиссер обладал каким-то космическим чутьем. Снимал бессмертные картины. Через три года - фильму стукнет уже 100 лет! Вдумайтесь. Невозможно оторваться. Настоящая симфония ужаса – страшная и жуткая. От одного взгляда Макса Шрека – становится не по себе.
Единственный момент, который немножко смутил, когда Орлок таскал гроб по городу на своих двоих. Откровенно говоря, можно вырезать. С другой стороны, есть в этом некая изюминка. При любом раскладе, обязательно к просмотру. Хотя бы один разок, как часть истории вампирского кинематографа.
Деревня проклятых (1960)
Рейтинг на кинопоиске: 6,7
На несколько часов все население маленькой английской деревни впадает в каталепсию. Потом жители просыпаются, и жизнь продолжается, как ни в чем не бывало. Но через несколько недель жена ученого Гордона Зеллаби говорит, что она беременна. Многие другие женщины деревни ощущают то же самое, хотя не были оплодотворены. Спустя некоторое время на свет появляются дети. Они растут, но их белокурые волосы представляют собой редчайший случай и вообще они не похожи ни чем на своих родителей...
Спасибо всем, кто дочитал мою статью. Всем добра, мира и любви! Пока-пока.