Напомню Вам, что рационализм использует дедуктивный метод. В этом методе у нас есть первые общие аксиоматические понятия, из которых мы выводим частные, но вместе с этим возникает две проблемы:
- Как определить эти первые понятия? Да, они просты и не состоят из чего-либо, но как нам узнать, что найдено и первое понятие действительно не из чего не состоит?
- Как происходит переход из духовного в материальный?
Эти два вопроса серьезно разрабатывали два последователя Декарта — Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.
Спиноза действительно был верным последователям рационализма. До такой степени он решил проработать вопрос о познание истины, что даже его труд «Этика, доказанная в геометрическом порядке» действительно написана в духе евклидовой геометрии. Философские тезисы в нем доказываются в форме теорем, которые выводятся из Аксиом. Но декартовский принцип — всегда сомневаться во всем, очень успешно был воспринят его последователями, до такой степени, что Спиноза поставил под сомнения сам метод рационализма, отвечая на первый вопрос. Стоит сказать, что ответ достаточно метафизический и основан на понятие бога.
Спиноза говорит, что самое первое и неделимое понятие — это субстанция. Она не из чего не образуется. Так вот эта субстанция — бог в самом широком смысле. И если из этой божественной первой сущности рождаются частности, то они бесконечны и понять их может только бесконечный разум, то есть сам бог. Значит человеку это естественно не дано.
Подпишитесь на мой канал и поставь лайк