Найти тему

Почему первая книга удачнее последующих

Несколько лет назад в литературе появилось новое имя - Диана Сеттерфилд. Выход ее дебютного романа "Тринадцатая сказка" действительно стал явлением, особенно для тех, кто, как и я,  вырос на романах сестёр Бронте или Жорж Санд.

Фото автора.
Фото автора.

Мрачная готическая атмосфера. Тайна. Большой клубок загадок, который столь интересно распутывать. Я бы еще сказала так: умно выстроенный сюжет. И вот это стало тем, что в корне отличало книгу Сеттерфилд от тех же "Грозового перевала" или "Консуэло". Собственно, романы и Бронте, и Санд - это обычные любовные романы.

"Тринадцатая сказка" - это психологически тонкое повествование о семейных распрях, о жестоком обращении, о связи близнецов, о жизни семьи в целом.

"Человеческие жизни – это не отдельные нитки, которые можно выпутать от клубка и аккуратненько разложить на ровной поверхности. Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого..."

Поскольку главные герои связаны с литературой и писательской деятельностью, одним из героев является книга, которую создают по ходу сюжета. Книга - история - должна быть написана.

"У каждого есть своя история. Это как с семьями. Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь отдалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет. Точно так же обстоит дело с историями".

"Тринадцатая сказка" написана (или переведена) хорошим языком, читаешь с удовольствием.  Сочувствуешь Виде, переживаешь за Миранду, презираешь Чарли, негодуешь на Изабеллу. В общем, проживаешь с героями их жизни.

Понимая, что это первый роман писательницы, от других ее романов ждёшь большего: лучшего раскрытия образов, динамичности сюжета, "углубление" готики.

На деле все получилось с точностью до наоборот.

Сюжет романа "Пока течет река" (2018 год) сильно затянут. И вроде есть интрига - появляется 4-летняя девочка-утопленница, неожиданно ожившая и похожая одновременно на трех разных девочек, пропавших в разное время: на Анну, исчезнувшую несколько десятилетий назад, на Амелию, которую украли и за которую просили выкуп 2 года назад, и на Алису, судьба которой неизвестна после самоубийства матери.  Обратите внимание: еще и имена всех трех девочек начинаются на одну букву.

Чья же дочь найденыш? Вокруг этого вопроса и выстраивается сюжет этой совсем не короткой книги.

И как в "Тринадцатой сказке" наряду с обычными персонажами действует книга, так и в последнем действующим лицом будет Темза.

"Эта река – слишком большое и сложное явление, чтобы целиком вместиться в какую бы то ни было книгу. Величавая, мощная, непостижимая, она снисходительно дает людям возможность собою пользоваться, но периодически это ей надоедает, и тогда может случиться что угодно. Сегодня река трудолюбиво крутит колеса ваших мельниц, перемалывая зерно, а завтра может затопить ваши поля вместе с урожаем".

На берегу реки происходят все события. Завязка, развитие сюжета и, конечно, кульминация связаны с течением реки. Отсюда и название. Пока течет река, люди живут, у них есть будущее. Правда, нельзя никого из них назвать счастливыми. Каждая семья пережила какую-то драму: у Армстронгов старший сын (пасынок) ступил на криминальный путь; брак Воганов держался на искусственных отчасти отношениях; экономка пастора всю жизнь терпит побои сводного брата.

По мере развития сюжета история становится шире, и это не пошло книге на пользу. Затянутое неспешное повествование отвлекает даже от основной интриги. То же самое можно сказать о героях.

Фото автора.
Фото автора.

Вместо того чтобы углублять, раскрывать психологически  образы главных героев, введено большое количество персонажей. О каких-то сказано подробно, о каких-то поверхностно,  но ни один не показан полностью.

Первую книгу, в отличие от романа "Пока течет река", можно цитировать, образы его надолго остаются в памяти.

Но больше всего мне не понравилось в последней книге, как диссонансно воспринимается время романа. По идее, это XIX век. Однако по мере чтения об этом забываешь, кажется, что перед нами современность. Не получилось воссоздать атмосферу Англии двухсотлетней давности.

"Существуют истории, которые можно рассказывать во всеуслышание, другие истории могут быть рассказаны только шепотом, а есть и такие, что вообще не предназначены для чужих ушей".