Вырезка из газеты "Московский комсомолец", 01.01.1984
Шаровые молнии до сих нор – загадка для ученых. В общих чертах механизм их возникновения понятен. Непонятно только их «поведение». Молнии выкидывают порою такие штуки, что их не объяснишь ни физикой, ни логикой, ни здравым смыслом. Один из таких случаев описал известный советский писатель А. С. Грин в рассказе «Редкий фотографический аппарат». Там молния выступила в роли фотографа, запечатлев снимок жертвы и места преступления прямо на шее убийцы. А. С. Грин вспоминает попутно такой курьезный случай, когда молния раздела человека донага, не расстегивая пуговиц, не развязывая ботиночных шнурков и не оставив на теле ни единого следа своей необыкновенной деятельности.
Расскажу еще об одном феномене, случившемся в прошлом веке во французском городе Сен-Реверьен. Во время страшной грозы молния ударила в трубу дома и через дымоход проникла в нижний этаж. Шаровая молния вплыла в одну из комнат и аккуратно опрокинула поставленную для просушки посуду, не разбив при этом ни одного хрупкого стеклянного предмета. Но больше всего молнию «заинтересовала» высокая стопка тарелок. Она ударила в нее сверху и прошла насквозь. Однако, круглые отверстия, пробитые молнией, были не в каждой тарелке, а строго через одну! Молния продырявила первую, третью, пятую, седьмую, девятую тарелки и так далее, до самого низа. Словом, она поразила все нечетные, а все четные тарелки не тронула. Чем «насолили» молнии нечетные числа, осталось тайной ее совести.
Поколдовав над посудой, молния неожиданно – очевидно, под влиянием сквозняка, метнулась к окну, выбила несколько стекол и взорвалась на улице. История эта окончилась печально. Наэлектризованные осколки стекол впились в лицо находившейся поблизости молодой служанки. Она почувствовала сильнейший электрический удар и страшное сотрясение, от которого у нее навсегда отнялись ноги. Не шутите с молниями, даже если они с математическими познаниями!
Вадим Марин