Всем доброе время суток
Мой ник – «Не практикующий психолог». Это верное выражение в каждом слове. В 2000 -х, я получил хорошее профильное образование в государственном вузе 2-й столицы нашей страны. Но когда настало время делать выбор, я пошёл не этой дорогой.
Именно о выборе и хочу сегодня поговорить. Для начала определимся, что же такое выбор?Всем доброе время суток
Мой ник – «Не практикующий психолог». Это верное выражение в каждом слове. В 2000-х, я получил хорошее профильное образование в государственном вузе 2-й столицы нашей страны. Но когда настало время делать выбор, я пошёл не этой дорогой.
Именно о выборе и хочу сегодня поговорить. Для начала, давайте определимся, что же такое выбор?
Выбор — принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов. Выбор — разрешение неопределённости в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.
Все мы знаем о своём праве выбора, но, к большому сожалению, часто используем его не осознанно. Точнее, не используем совсем, получая то, что получается.
Почему? Да просто нас этому никто не учил.
Конечно, есть масса онлайн-тренингов и книг о том, как делать осознанный/правильный выбор. Но главная проблема в том, что навык «выбирать без выбора», уже прочно закрепился в нашем подсознании, отработанный до автоматизма за годы жизни.
Просыпаясь утром, мы делаем свой первый выбор: поваляться в такой тёплой и уютной кроватке ещё или сразу встать навстречу новому дню. Часто мы выбираем по сформировавшейся привычке или по обстоятельствам. Даже не задумываясь, а почему выбираем именно то, что выбираем? Иногда ведь хочется совсем не того что привычно.
А дальше весь день как белка по кругу.
Сделать зарядку или сразу варить кофе?
Позавтракать перед работой или лучше посидеть в соцсетях?
Что покушать? Что одеть? Куда пойти? Чем заняться? Как провести свободное время?
Мы совершаем выбор сотни раз в день, иногда и гораздо больше.
На наш выбор влияет настроение в котором мы в данный момент прибываем, привычный уклад жизни, полученные с детства социальные установки, круг общения и мнения близких людей, и множество других факторов вплоть до обстоятельств. Гораздо реже, мы задумываемся о том, зачем мы выбираем именно это, и почему не выбрать другое?
Совершая выбор, мы руководствуемся рекламой, устоявшимся мнением, советами ну и конечно уже сформированными представлениями о том, что плохо а что хорошо.
Гораздо меньшее влияние на выбор, оказывают наши с вами предпочтения.
Они вкупе со вкусами, всего лишь поднимают парус нашего выбора. А наполняется он уже всем вышеописанным.
И это касается любого выбора, будь то выбор нового жилья, машины, одежды, куда податься на отдых и так далее. Параллели не сложно провести самостоятельно.
Например, спокойным пятничным вечером, уставшие после трудовой недели, мы решаем никуда не идти, и что нибудь посмотреть в онлайн кинотеатре. Открываем страничку и что делаем? Правильно начинаем выбирать фильм, ориентируясь на рейтинг (заботливо проставленный сайтом), отзывы о фильмах, ну или руководствуемся советом знакомых, порекомендовавших определённую кинокартину.
Конечно мы так же читаем название и краткое описание, пытаясь найти отклик со своими интересами. Но всё же основными критериями являются: новизна, рейтинг и отзывы.
Или, к примеру, вы захотели податься в какой либо спорт, чтоб не просиживать штаны дома. Что мы имеем в первых строках рейтинга? Конечно же, это фитнес (во всех его проявлениях), бодибилдинг и йога. Чуть не забыл ставшее ныне таким модным, катание на велосипеде. А почему например не шахматы? Все очень просто. Популярными, фитнес, бодибилдинг и йогу делает огромные вложения денег корпорациями - производителями сопутствующих товаров. Они вбрасывают колоссальные деньги в популяризацию этих видов спорта и досуга. Вы не купите модную майку для игры в шахматы от Nike или Adidas которая выгодно подчеркнёт вашу индивидуальность и фигуру, а для фитнеса, сколько пожелаете в любом спортивном магазине. Йога с бодибилдингом тоже не отстают. Сколько рекламы по ТВ и на сайтах, сколько статей о пользе, как не обратить на это внимание? Производители спортивной экипировки и атрибутики имеют многомиллионные рекламные бюджеты, привлекают известных спортсменов и блогеров для рекламы, таким образом, формируя коллективное мнение, ну и конечно пресловутый потребительский спрос.
Получается, что многие последователи сделали свой выбор без выбора. Конечно, вы можете возразить, - мол, а что в этом плохого? Человек занимается своим здоровьем и никому не мешает.
И я даже не стану спорить. Всё верно. Но мы же говорим об осознанном выборе.
Например, в СССР был свой фитнес. Он назывался без пафоса - зарядкой, и занимались им повсеместно, в обыкновенных спортивных костюмах, трениках и белых майках (алкоголичках). Это никоим образом не мешало любому желающему заниматься. В то время не существовало понятия «спортивная мода». Люди просто занимались по тому, что это полезно для здоровья, не заботясь о том как они выглядят в простой одежде. А почему? По тому, что тогда система еще не знала как управлять потребительским спросом и мышлением.
Я лишь хочу сказать, что культура потребления, которую в нас усиленно формируют последние двадцать лет, совсем не культура, а скорее стимуляция жажды потребления.
Производителю совершенно неважно личное счастье и тем более здоровье их потребителей. Главное поднять продажи, расширить производство и освоить новые рынки сбыта.
Давайте вспомним об одном очень известном заблуждение, которое и по сей день, приносит миллиарды долларов с продаж по всему миру.
Сколько написано статей о пользе той или иной спортивной добавки, которая поможет быстрей достичь результатов. Хотя спустя много лет, мы случайно узнаем, что некоторые авторитетные научные исследования, на которые ориентировались производители и потребители, оказались не доказанными, либо ошибочными.
Пожалуй, самый известный ученный, который сумел совершить головокружительный взлёт и такое же головокружительное падение - Лайнус Полинг. Он получил Нобелевскую премию за открытие влияние сверх высоких доз витамина С на угнетение раковых клеток в теле человека. Индустрия производства витаминизированных препаратов получила мощнейший толчок к развитию именно благодаря ему. Витамин С стали принимать по поводу и без. Более тридцати лет, длилась эта гонка, пока не стало ясно, что умалчивать новые результаты исследований уже невозможно. Оказывается люди принимавшие мега дозы витамина С, как и некоторых других, гораздо чаще умирают от рака, чем не принимавшие таких больших доз витаминов.
Но, несмотря на крепчающее мнение о вреде чрезмерных доз витаминов, до сих пор производятся и принимаются такие препараты. А всё по тому, что спорное в целом, но неоспоримое на тат момент, открытие знаменитого ученного, дважды Нобелевского лауреата, на многие годы вперёд , сформировало общественное мнение касательно витаминов не только у рядовых потребителей, но и у производителей витаминных препаратов и врачей их назначающих.
Кстати сам Лайнус умер от рака простаты в 1994 году. Спустя всего 14 лет после смерти его жены от рака желудка.
Вернёмся собственно к выбору. Так ли он зависит от наших желаний, как нам кажется, или мы принимаем его под действием совсем других факторов?
Мне вспомнился суховатый и очень интеллигентного вида парень Виталик, носящий очки в роговой оправе. На заре 90-х, других оправ и не было. Так вот этот молодой человек, насмотревшись популярного сериала «Бандитский Петербург», и на парней с района, все как один щеголявших в черных, кожаных куртках, уговорил родителей потратить не малые по тем временам 3 тысячи рублей на покупку турецкой кожанки на местном вещевом рынке. Видели бы Вы, как комично он смотрелся в этом наряде, совсем не походя на брутального героя Дмитрия Певцова.
Кстати я встретился с ним значительно позже, в 2010 году. Меня поприветствовал, гармонично втиснутый в хороший костюм тройку, повзрослевший Виталик, с очками всё в той же в роговой оправе. И эта одежда очень даже соответствовала его образу интеллигентного человека. В ней он смотрелся самим собой.
Ещё немного о выборе и маркетинге.
Согласно статистики, человек посетивший гипермаркет без заранее составленного списка покупок, оставляет на кассе на 1,5 – 3 тысячи рублей больше, чем покупатель, заранее распланировавший, что нужно купить. Об этом уже знает каждый, много статей написано на тему экономии бюджета. Но как же красиво смотрится на специально оборудованном промо месте: сковородка, вазочка для конфет, неизвестной марки чипсы (но они не дешёвые и значит не такие вредные). Не суть, что мы накидаем себе в тележку, импульсивные покупки очень важны для любого магазина и этому посвящён не один маркетинговый труд. А потом дома, удивляемся, зачем мы купили третью кружку для кофе, если его вообще не пьём. Или зачем нам ещё одна сковорода, если мы почти не готовим жаренное.
Маркетинг постепенно отучает нас слушать самих себя, больше полагаясь на готовые решения, любезно приготовленные для нас заинтересованными людьми.
Система, отучает нас слушать свою душу, или если Вам угодно, назовём это нашим подсознанием. Голос нашего разума очень громок. Он постоянно сопоставляет и анализирует что модно, что сейчас в тренде и какой наш выбор будет одобрен близкими и знакомыми.
Друг детства Николай, был очень одарённым молодым футболистом, находившимся в одном шаге от профессионального футбола. Но когда пришло время делать выбор, он выбрал банковскую сферу, а не любимый спорт. Почему? Тут всё просто, его мать работала в данной сфере и не понаслышке знала, что там и по чём. Родители настояли, мотивируя тем, что работая в банке на хорошей должности он всегда будет сыт как и его будущая семья.
В итоге, жизнь его сложилась достаточно успешно. Он занимает видный пост в крупном банке и действительно живёт безбедно по нынешним меркам. Но ели бы Вы видели, какая тоска мелькает во взгляде каждый раз при просмотре футбольных матчей по ТВ. В эти моменты он там, на поле, бегает вместе с футболистами, принимает и отдаёт передачи, вместе с ними стремиться к победе и испытывает горечь поражения.
Душа Николая тоскует по любимому занятию, по правильному выбору способному сделать его счастливым здесь и сейчас, которого он себя лишил, согласившись с таким логично обоснованным мнением близких людей.
Он кстати, потратил пять лет своей юности на музыкальную школу по классу аккордеон. Тоже по настоянию родителей. Думаете, он регулярно развлекает свою семью друзей игрой на аккордеоне?
Подавляющее большинство молодых людей, грезят стать популярными блогерами, ютуберами и тиктокерами. Это же так круто, быть известным и знаменитым, совсем не напрягаясь, купаться в лучах славы и богатства.
Но так ли не напрягались в жизни их кумиры? Зачем об этом думать? Нужно действовать, брать всё в свои руки. И молодые люди стараются изо всех сил, наполняя просторы интернета бесполезным, не интересным контентом. В этих попытках они напрочь игнорирую другие сферы человеческой деятельности. Сколько из них могли бы стать отличными врачами, преподавателями, строителями и руководителями разных рангов? Может их призвание совсем в другой области? Но система не даёт задуматься, не даёт взять тайм-аут в бешеной гонке по жизни.
Нам внушают, что поиск своей индивидуальности нужно вести в магазинах модной одежды, нанося на своё тело масштабные тату и конечно стараясь следовать примеру успешных людей, добившихся многого в своей жизни.
А может эти известные люди, добились таких высот именно по тому, что как раз и реализовали свою настоящую индивидуальность, а не пошли по чужим следам? Может они своим выбором как раз, и сломали систему? Поэтому она была вынуждена поднять их на пьедестал, сделать кумирами, и теперь транслирует нам истории их успеха и заставляет слепо пытаться всё это повторить в своей жизни?
- Работай мой хороший, и ты тоже добьёшься всего, что душе угодно! Что не добился? Значит, ты мало работал. Работай над собой больше!
Можно сколько угодно работать на установленные системой стереотипы, но так ничего и не добиться, или довольствоваться весьма скудными результатами, зарабатывая себе на кусок хлеба, путь даже и с маслом. Можно сколько угодно гнаться за модой, и быть подобием моделей со страниц популярных глянцевых изданий. А можно одеваться совсем не модно, но стильно, в одежду подходящую именно Вам.
Получается замкнутый круг. Но не всё так плохо как кажется.
У нас всегда есть выбор, тратить свои силы на то, что бы быть, чьим то подобием или прислушаться к себе и стать самими собой!
Цель моего поста, заставить задуматься о ежедневно совершаемом выборе. Почему выбираем именно это, может, стоит выбрать другое, то к чему больше лежит именно наша душа. Пусть это не модный и популярный выбор, но возможно именно он приведёт нас к счастью.
А как делать выбор и как научиться слушать свою душу, мы поговорим в следующих постах.