Найти тему
Сибирский варган

Горловое пение отличный способ расширить возможности игры на варгане

В этой статье я раскрою связь варгана и горлового пения. Вы получите ключ к ещё большему совершенству и мастерству. Тема варгана, его тайн и секретов обширная. Я раскрыл небольшую их часть. Особенность этого инструмента в его тесной связи с артикуляционным, голосовым аппаратом человека и его телом.

Я уже писал в своих статьях, что варган издаёт звук только вместе с человеком. Отдельно от человека он звучит тихо и скорее просто гудит. Гул этот составляет основной тон, его в музыке называют бурдоном. Когда человек прижимает варган к зубам, то образуется музыкальный инструмент. В этом случае весь организм человека становится резонатором.

Поэтому горловое пение и варган связаны между собой. Оба выражают свои звуки и тембры благодаря голосовому аппарату человека, интерференции звуковых волн в пазуха, ротовой полости, а при наличии глубокого опыта и всего организма. Горловое пение развивает артикуляцию, голос человека и открывает новые возможности, так как задействует в человеке то, что никогда в обычной жизни не используется. Голос становится глубоким, бархатным, обогащённым обертонами. Голос становится густым, ярким.

Горловое пение и варган тесно связанны через речевой, артикуляционный аппарат человека
Горловое пение и варган тесно связанны через речевой, артикуляционный аппарат человека

Такую речь приятно слушать. Она радует сердце, окружающие внимают ей более глубоко, чем бесцветной и однотонной речи. Развитие голосового аппарата улучшает и обогащает игру на варгане. Игра становится более яркой, насыщенной, окрашенной приятными обертональными оттенками. Все певцы горловым пением были одновременно хорошими варганистами.

Потому что натренированный аппарат артикуляции и натренированное дыхание, в различных вариациях, помогает освоить игру на варгане легко. Техника игры осваивается быстро. Известен факт – тувинские горловики пели стилем сыгыт и одновременно играли на варгане (демир-хомусе). Сыгыт это вид горлового пения во время которого двузвучная мелодия с низким гортанным и высоким свистящим звуком, напоминающим флейту. Связь горлового пения и варгана прямая.

Горловое пение, как я сказал выше, развивает артикуляционный аппарат, а также развивает дыхательный аппарат – брюшное, диафрагменное дыхание. Поэтому варганист может использовать умение управлять своей диафрагмой, своим дыханием. Умение управлять своей диафрагмой, своим дыханием открывает новые возможности для управления высотой и тембром варганного. Так же горловое пение пробуждает в человеке его глубинную природу, природное существо. В обычной жизни она задавлена бытом и образом жизни, особенно городским.

Пробуждение истинной природы человека отзывается на варганной игре
Пробуждение истинной природы человека отзывается на варганной игре

Пробуждение истинной природной сути человека, сразу отзывается в варганной игре. Это один из важнейших моментов в становлении будущего варганиста-импровизатора или исполнителя варганных мелодий. Так же горловое пение совместно с игрой на варгане обогащают мелодию новыми тонами, музыкальными оттенками, новыми тембрами, новыми звуковыми и энергетическими спектрами. Горловое пение расширяет звуковой диапазон варгана, и благодаря этому появляются новые возможности для импровизации и мелодичного исполнения. Это расширяет звуковкю палитру варгана.

С помощью горлового пения и одновременной игры на варгане можно создавать не только новые оттенки звука, но и новые ритмические рисунки. Некоторые варганисты называют их боем. Звук варгана и звук горлового пения входят во взаимодействие друг с другом. Возникает интерференция разных звуковых волн и появляются неожиданные новые ритмы и звуки. Это очень разнообразит и украшает варганные мелодии.

Ещё это помогает подражать, имитировать звуки Природы. Так же можно использовать горловое пение как отдельное фрагментарное дополнение в импровизации. И то и другое звучит очень красиво. Если вам это интересно, вы можете найти в интернете примеры такого исполнения, варганные импровизации в исполнении известного башкирского мастера кубыза (варгана) Роберта Загретдинова. Тембр и тон извлекаемых звуков, зависит от того, в какой резонаторной полости они будут звучать.

Звук варгана и горлового пения входят во взаимодействие друг с другом
Звук варгана и горлового пения входят во взаимодействие друг с другом

У человека несколько резонаторов. Они могут быть использованы для изменения тембра и тона извлекаемых звуков. К таким резонаторам можно отнести лобные пазухи, носовые пазухи, верхнечелюстные пазухи, трахеи, бронхи, ротовую полость, носовую полость, легкие и все тело. При умелом использовании и опытности варганиста всё тело может являться таким резонатором и вносить свою лепту в изменение звука. Мастера горлового пения или мастера варганисты достигают такого уровня, когда они поют или играют на варгане всем своим телом, и более того – всем своим существом.

Включая сознание, мысли, переживания исполняемой темы, мистического перемещения сознания в древние времена, эпические сюжеты, используют дыхательную диафрагму, легкие, кости. А ещё есть энергетическая точка на верхнем твёрдом нёбе, воздействие на которую открывает энергетический канал связующий с Космосом, Вселенной, Мирозданием. Эта точка выглядит, как небольшая впадинка. Через воздействие звуковой волной на эту точку энергия Космоса ‘вливается’ в варганиста и варган звучит как-бы в другом измерении бытия. Можно издавать звуки трахеей, без участия голосовых и ложных связок, как в случае с горловым пением.

Высшее мастерство варганиста это способность опускать звуковые вибрации от макушки до основания стоп
Высшее мастерство варганиста это способность опускать звуковые вибрации от макушки до основания стоп

В каждом случае звучание варгана будет разным. Можно опустить звуковые вибрации до самого копчика и даже до основания стоп. Это уже высшее мастерство варганиста-импровизатора. Так что возможности нашего голосового аппарата очень широкие и до конца не освоенные и не изученные. Занятия горловым пением открывает каждому варганисту широкие возможности для выражения своего творческого замысла.

Открывает новые способности, приёмы игры, артикуляции для передачи смысла, характера, сферы музыкального произведения или сюжета из народного эпоса или сказки. Одно важное дополнение: не всякий варган подходит для игры и одновременно исполняемого горлового пения. Многие варганы при этом просто перестают звучать, так как язычок останавливается, его вибрации прекращаются. А вот якутские хомусы для этого очень подходят. Горловые звуки не гасят вибрации их язычков и можно играть и петь одновременно.

Благодарю вас за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы первыми читать новые статьи и видеть новые видео!

zen.yandex.ru/id/5d046f13729e3a0d58fcebdf

Ваш, Эр Соготох