Продолжаем публикацию интервью Ю.А. Лакатош (Юлия Лакатош) для образовательного сообщества DogWinner.
Сегодня часть 2. Эрдели.
Начало читайте по ссылке:
Введение и Часть 1: Как становятся заводчиками https://zen.yandex.ru/media/dogwinner/iuliia-lakatosh-kogda-vy-znaete-problemu-i-sformulirovali-zadachu-to-reshenie-obiazatelno-naidetsia-5fbbc1c04b9b1b331d856381
- Моей первой породой в юности тоже были эрдельтерьеры, поэтому очень приятно вспоминать те годы. В начале 1990-х в породе случился настоящий взрыв (или переломный момент) благодаря импорту ряда собак. Расскажите, пожалуйста, как изменился желаемый тип в породе, и все ли заводчики быстро «переключились» на него и изменили свои приоритеты?
- Ну, не так быстро и не все сразу переключились на «новые рельсы», но в итоге старых кровей не осталось совсем. Всё ведь «пляшет» от стандарта. Когда стали доступны импортные породные каталоги и книги, поездки на международные выставки, то стало понятно различие стандартов, принятых у нас в стране и на родине породы. Первым шагом стал переход к стандарту FCI. Потом, естественно, пересмотр экстерьера имеющихся собак по новым критериям. Эрделисты, фанатичные собаководы, одними из первых стали привозить замечательных импортных собак. От них появились первые пометы, и разведение потихоньку начало переориентироваться.
Даже у нас в клубе не было проблем с изменением типа: мы использовали новых производителей, и изменения были заметны, пусть немного медленнее, чем в частных питомниках. Все-таки клубная зоотехническая работа - это массовое разведение. Наше руководство поддерживало все изменения, хотя для меня это было странно - я ожидала большего консерватизма от ДОСААФ. Но мы, кинологи и активисты, сами хотели этих перемен и убеждали начальство, что наши популяции слишком закрыта и требуется освежение кровей. При сравнении нашего поголовья и импортных собак обнаружилось, что наши эрдели крупнее, много брака по шерсти, есть неприятные, въевшиеся недостатки (скошенный круп, низкий выход хвоста, короткая шея и т.д). Одновременно в страну хлынул поток новых пород, что привело к достаточно быстрому сокращению спроса на эрделей – они вышли из «топа» за какой-то десяток лет. Это тоже пошло в плюс российскому поголовью эрделей - большая часть прежних, старотипных собак просто сошла на нет.
Вместе с новыми кровями в породепришла и совершенно другая культура груминга, выставок, содержания собак. Все менялось и за 20 лет изменилось окончательно. Хорошо это, или плохо, сложно судить. Но даже сейчас иногда у меня раздается телефонный звонок с просьбой об эрделе - высоком, мощном и с коротким купированным хвостиком.
- Вы работали в тандеме с Екатериной Сенашенко (Екатерина Сенашенко) . Ваши взгляды на породу всегда совпадали? Был ли у вас действующий эталон, реально существующая собака, или же идеал был гипотетическим?
- С Екатериной нас связывает не только совместная работа, но и многолетняя дружба. Мы познакомились в середине 80-х. Это была подмосковная выставка в Ильинке или Пушкино. Все эрделисты толпились возле ринга в ожидании начала выставки, расчесывали собак, покупали самодельные пуходерки и тримминги из ножовочного полотна у ловких продавцов, которые хранили свой товар за отворотами пиджаков. Я должна была выставлять Инкерри, мы ждали вызова в ринг своей возрастной группы. К нам подошла Екатерина с вопросом, почему наша собака такая лохматая? А я и вправду тримминговала её достаточно давно, и она уже обросла. Екатерина предложила свою помощь, причем совершенно бескорыстно. И тут же, к моему глубокому изумлению, минут за 30 подстригла всю собаку своей новой ручной машинкой, которую, как выяснилось, недавно «достала». Мы получили свое законное какое-то «…цатое оч.хор», и с тех пор стали дружить.
Екатерина очень открытая, дружелюбная, всегда придет на помощь в трудную минуту. Она блестяще образованный, великолепный и признанный всем мировым сообществом специалист, интересный человек и прекрасный собеседник. Я благодарна судьбе, что она свела нас когда-то вместе. Мы очень долго совместно работали в секции МГКСС ДОСААФ, а также в общем питомнике, который позже разделился, и продолжаем дружить сейчас.
Есть понятие «масштаб личности». Лучший специалист в любой области не обязательно самый главный или заметный человек. Главные и заметные часто мелькают и исчезают в небытие со сменой властей и систем. Настоящий специалист - тот, кто делает. Если это собаковод, то это тот, кто оставил за собой линии в породах, интересные книги, статьи, школы, учеников, предметы искусства или проекты, которые помогли другим людям. Екатерина Сенашенко написала десятки книг, которые еще в доперестроечные времена были номинированы на государственные премии. По её книге «Эрдельтерьер», многократно переизданной, полстраны училось кинологии и влюблялось в эрделей. Книгу «Терьеры в России», с оригинальными текстами по породам и бесподобно подобранными иллюстрациями, упрашивали достать зарубежные коллеги. Целая серия её книг была посвящена отдельным породам. И это Екатерина делала во времена, когда еще отсутствовал интернет - для людей, для развития кинологии. И сейчас она ведет просветительскую работу с большим усердием, чем я, делится своими знаниями с людьми.
Наши взгляды на эрделей формировались параллельно. Частое общение двух специалистов всегда помогает остроте восприятия -то, что не заметил один, заметит другой. Эталонный эрдель для меня - больше собирательный образ. Были питомники, собаки из которых нравились нам обеим. Были и личные приоритеты. В целом можно сказать, что наши взгляды на классных собак совпадали.
- Как вы построили программу разведения с учетом вышеописанного резкого поворота в породе? Работали со «старыми» кровями или линиями, завозили новые, или комбинировали эти подходы?
- Мы не можем выбирать предложенные жизнью обстоятельства, надо просто стараться работать максимально хорошо. Я работала с поголовьем МГКСС и, естественно, с теми собаками, которые имелись у населения. Как рассказала выше, начинала со «старых» кровей, работать с которыми было не менее интересно. Но как только появились в доступе импортированные собаки, мы сразу же постарались максимальное количество комбинаций строить с ними. Не все владельцы сук могли оплатить достаточно дорогие вязки, поэтому мы использовали и самих импортных производителей, и их удачных сыновей.
На каком-то этапе, уже перед окончательным переформатированием системы ДОСААФ, нам удалось получить поголовье, ничем не уступающим привозным собакам. Некоторые экземпляры обходили на выставках импортных. Потом, достаточно резко, все разбежались по частным питомникам, и мое разведение ограничилось собственным коллективным питомником, где у меня было максимально до 20-ти собак, большинство в совладении.
Достаточно быстро перестроиться и улучшить поголовье и тип в ДОСААФ нам помог более жесткий отбор собак в разведение. Многим просто отказывали в вязке по причине не самого высокого экстерьерного уровня собаки. Иногда приходилось сложно, поскольку руководство по понятным причинам всегда выступало за большее количество пометов. Здесь приходилось лавировать между интересами породы и разведения и указаниями руководителей.
- Каким количеством производителей вы располагали? Можно ли было в формате частного питомника вести разведение по линиям и семействам? И всегда актуальный вопрос – какие методы вы чаще всего использовали: инбридинг, лайнбридинг, кроссовые вязки?
- В формате коллективного питомника у меня было от 10-ти до 20-ти собак. Все собаки были титулованными. Вести разведение по заводским линиям и семействам возможно при количествах фертильного поголовья от 30-ти, а лучше 50-тии более особей, а так это больше будут формальные линии и семейства, даже если по происхождению их можно дифференцировать в отдельные блоки и группы.
Разведение в питомнике - это всегда индивидуальный подбор. Почти всегда это накопление определенных кровей, поэтому предпочитаю лайнбридинг -старый, добрый с самими устойчивыми показателями. Но в целом все способы годятся. Кроссы тоже возможны, но в нашей породе чисто кроссовые вязки иногда приносили еще более спорные результаты, чем тесные инбредные вязки, поскольку у эрделей не так много генетических проблем в целом, и порода достаточно здоровая.
- Питомник (особенно квартирный) всегда ограничен количеством собак – вы с Екатериной использовали совладение?
- Да, мы работали с системой совладения, и это было достаточно удобно. Эта форма владения собаками была новой и очень вовремя принятой РКФ. Мы были увлечены своими собаками, выставками и племенной работой - когда есть результат, появляются силы преодолеть все трудности на своем пути. Общение с единомышленниками, владельцами наших собак, приносило одновременно трудности и радости. Трудность заключалась в том самом «человеческом факторе». Доверишь человеку хорошую собаку, а у него изменились жизненные планы, и хорошо, если собака осталась нужна, а то приходилось и пристраивать. Зато в лице очень многих владельцев мы приобрели верных друзей на всю жизнь. Как интересны были совместные первые выезды на зарубежные выставки, победы! Поражения в хорошей компании тоже легче перенести.
- Можно ли немного больше рассказать о практике совладения в то время? Например, как и кем планировались вязки, мог ли владелец кобеля использовать его вне питомника и без согласования с владельцами? Как распределялись щенки?
- В системе совладения, собственно, все достаточно стабильно было и тогда, и есть сейчас. Условия зависят только от подписанного договора, в котором нужно максимально подробно изложить права и обязанности каждой стороны. У меня в питомнике всегда были достаточно свободные, необременительные для совладельцев условия, поэтому много людей с удовольствием брали моих собак в совладение. Сейчас я наблюдаю достаточно частые конфликты, взаимный обман совладельцев в разных породах. У нас конфликтов почти никогда не случалось, и отношения всегда были добрыми. Если люди друг другу неприятны, у них нет взаимопонимания, как же можно работать вместе, тем более быть совладельцами одной собаки? Нас собаки всегда только объединяли.
- Эрдели – порода, требующая детального и тщательного груминга. Вы самостоятельно готовили собак, или с питомником работали грумеры?
- Сейчас питомники очень часто привлекают помощников, грумеров, хэндлеров. Но лично для меня самая сладкая победа своей собаки - это когда ты сам привел ее к победе. Сам вырастил, сам выдрессировал, сам выступил с питомцем и сам подготовил. А если еще и сам «родил» -получил в своем питомнике -то это вообще высший пилотаж для собаковода.
Я занимаюсь грумингом с 13-ти лет, побеждала в конкурсах груминга, когда они только появлялись в нашей стране после перестройки. Поэтому своих собак всегда тримминговала сама -рука была набита. Работая с поголовьем ДОСААФ, мы приучали к триммингу щенков секции, начиная с трехмесячного возраста. Это была почти обязательная процедура. Мы собирали у заводчиков малышей на первый тримминг и коррекцию ушек. Очень многие владельцы потом становились моими клиентами на тримминг или стрижку. В клубе платили мало, и груминг был в то время основным заработком. В сезон (весна или осень) проходило около сотни собак, и так из года в год. Сейчас, конечно, я уже грумингом чужих собак не занимаюсь.
- Аналогичный вопрос в отношении хэндлинга. Кто выставлял ваших собак – вы, совладельцы, хэндлеры?
- С показом получалось по-разному, в зависимости от ситуации. Иногда собственная собака может не так хорошо и темпераментно работать с владельцем в ринге, и тогда лучше поменяться собаками. Такая тактика часто срабатывала с эрделями. Но как правило, своих собак я выставляла сама. Сейчас тоже выставляю сама, когда есть возможность приехать на выставку, и не отказываюсь от помощи хэндлеров. Сегодня это неплохой заработок для начинающих и уже опытных собаководов. Когда я начинала заниматься выставками, мы выставляли собак – и своих, и чужих - бесплатно, за «спасибо». Просто потому, что хотели выиграть с хорошей собакой или помочь менее опытным друзьям. Тем не менее, каждый выход в ринг для меня по-прежнему волнителен, это не превратилось в рутину, и доставляет удовольствие.
Я выставляла своих собак, начиная с первой, Кэрри. Она была такая злющая, что только я могла проконтролировать её поведение в ринге и не допустить поедания судьи - слушалась она безупречно. Потом выводила в ринг её детей, других эрделей. Когда появилась возможность выезжать на выставки за границу, для нас открылся совершенно новый красочный мир. Первая моя зарубежная выставка состоялась в 1996 году - Чемпионат Мира в Вене - Будапеште (Австрия-Венгрия). Лето, выставка, новые ощущения, знакомство с культурой других стран, интересная поездка и друзья, открытый мир возможностей, и даже победы. Я возила туда своего великолепного эрделя – Базидейл Сироувэ, Сеню. Было столько эмоций! После этой поездки я надолго «подсела» на подобные выезды, и мы не пропускали ни одного доступного к поездке Чемпионата. Потом, конечно, тоже поднадоело.
- Каких собак разведения «Константа Росс» вы считаете своей главной удачей и почему?
- У нас было много удачных и титулованных собак -Интерчемпионы, Чемпионы НКП, мультичемпионы. При этом поголовье было большим, и вырвать победу в большой конкуренции было достаточно сложно. И организация поездок была намного сложнее, чем сейчас. Сейчас и победить легче – в породе мало собак, и доехать можно в любую точку мира. Также большинство наших собак имело дипломы по дрессировкам.
Можно особо отметить ЧМ 2002 года, Интерчемпионку Константа Росс Лесси Лору. Эта собака стала первым рожденным в России эрдельтерьером, который сумела добиться титула Чемпиона Мира в системе FCI. Все остальные российские эрдели-ЧМ были рождены уже после неё. Это была приятная, яркая и стильная девочка, которую я не считала лучшей в помете собакой, но её ждал такой успех. Лора происходила от наших с Екатериной Сенашенко собак, и весь помет был выдающимся. Особенно мне нравился её брат, Константа Росс Лунный Лев - тоже весьма заслуженная собака того времени. Это было почти двадцать лет назад.
Подробнее с историей и титулами эрделей «Константа Росс» можно ознакомиться на сайте питомника. Еще могу упомянуть моего, пожалуй, самого лучшего эрделя Шершня (Шер Ешень для Константа Росс), сына вышеупомянутого Сени. Великолепная собака, мой верный и любимый друг, который прожил со мной 14 лет, был очень титулованным, умным, добрым, талисманом нашей семьи.
- Как вы оцениваете сегодня поголовье эрделей в России в целом?
- Оно значительно сократилось по численности. Нет единообразия по качеству: есть отдельные экземпляры очень высокого уровня экстерьера (как правило, в руках опытнейших заводчиков), но стали встречаться и крайне посредственные собаки. Много прежних питомников прекратили разведение эрделей или перешли на другие породы. Хорошо, что остались питомники, которые продолжают работу с породой. Но новые породники сейчас редко появляются, и их достижения пока не особо яркие.
У эрделей всегда есть свои почитатели, семьи, где эту породу любят и держат, заводят новых эрделей, когда уходят старые собаки. Сейчас я наблюдаю очередную волну появления эрделей в рингах и в спорте, и очень надеюсь, что эти прекрасные собаки будут всегда на виду.
Продолжение в следующих выпусках DogWinner . Вступайте в группу и следите за обновлениями.
Интервью подготовила Ольга Панкратьева
Далее мы обсудим:
- Часть 3. Русская салонная собака. Опубликовано по ссылке https://zen.yandex.ru/media/dogwinner/iuliia-lakatosh-kajdyi-pomet-my-jdali-kak-chudo-5fbbddfc6ea65c24b3a1aeee
- Часть 4. Питомник. Опубликовано по ссылке https://zen.yandex.ru/media/dogwinner/iuliia-lakatosh-u-moih-rusalok-doljno-byt-vse-samoe-luchshee-5fbbe08e6ea65c24b3a68b3a
- Часть 5. Заводчик как судья. Опубликовано по ссылке https://zen.yandex.ru/media/dogwinner/iuliia-lakatosh-tituly-otdelno-plemennye-kachestva-otdelno-5fbbe1b56ea65c24b3a8ab8f
Задавайте ваши вопросы в комментариях.
РЕПОСТ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ