Найти в Дзене
Татьяна Альбрехт

«День добрых дел». Готовы ли расстаться гонорарами те, кто нас призывает жертвовать деньги на лечение детей?

Когда какой-нибудь актер, певец или телеведущий призывает людей, заработки которых несопоставимы с его, жертвовать деньги на лечение детей и говорит с придыханием: «Завтра может быть поздно», возникает вопрос: сколько он сам пожертвовал? Наверно, это должен быть немаленький вклад, если ему не стыдно призывать «всем миром» собрать огромную сумму на спасение жизни

Долго не хотела об этом писать. Но как-то накипело.

Я телевизор смотрю мало, обычно, только когда прихожу домой после работы и ужинаю. И в это время хорошо идут детективы – как разгрузка мозгов после рабочего дня. Соответственно, это «Пятый канал», бесконечный «След», впрочем, вполне даже смотрибельный, несмотря на явное тяготение к «Санта-Барбаре» и некоторую излишнюю небрежность сценаристов и актеров по отношению к русскому языку, фактам и пр.

Впрочем, можно и поговорить подробнее. Но в другой раз.

Сегодня захотелось сказать вот о чем. По четвергам на «Пятом канале» проводится так называемый «День добрых дел», когда во время рекламных пауз зрителей агитируют совершать всякие благие поступки – жертвовать деньги на лечение детей, помогать сиротам находить приемных родителей и т. п.

Сама по себе идея замечательная. Но мне категорически не нравится ее практическое воплощение.

Спросите: почему?

Отвечаю.

Когда какой-нибудь актер, певец или телеведущий, чей доход только от серии рекламных роликов, в которых он снялся в этом году, превышает суммарный годовой доход, скажем, учителя, врача, рабочего или инженера, призывает людей, заработки которых просто несопоставимы с его, жертвовать деньги на лечение детей и говорит с придыханием: «Дети – наше будущее», «Завтра может быть поздно», у меня неизменно возникает вопрос: а сколько он сам пожертвовал на лечение ребенка, о котором говорит? Наверно, это должен быть немаленький вклад, если ему не стыдно призывать «всем миром» собрать огромную, для многих действительно фантастическую сумму на спасение чужой жизни.

Но… с актерами я работала много лет очень плотно и практически 24/7, потому прекрасно знаю, насколько обычно расходятся образ и реальность. Потому, несмотря на привычку думать о людях хорошо, я не могу отделаться от мыслей, что этот мегапопулярный и очень обеспеченный человек не слишком усердствовал в личном процессе жертвования денег на благое дело. И вся его благотворительность состоит в разрешении использовать его узнаваемое лицо для агитации.

Я не хочу так думать. Но… я давно не наивный ребенок. И… таким образом выстроена эта рекламная компания.

-2

Если бы сделали так: называется диагноз, необходимая на лечение сумма, а дальше говорят: собрано столько-то, некто (скажем, эта же мегазвезда), пожертвовал сумму, покрывающую хотя бы треть расходов, соответственно, нужно собрать еще столько-то, желательно, в такой-то срок. Тут все понятно, ясная, четкая, абсолютно прозрачная информация, сроки, цели, необходимый остаток средств. И ты начинаешь уважать этого некто, который из своих немалых доходов смог отдать большую сумму на большое дело, ты и сам тогда охотнее принимаешь участие в этом сборе, потому что видишь реальную перспективу и понимаешь ситуацию лучше.

А когда ты видишь человека, который за один поход в ресторан может потратить больше, чем ты зарабатываешь за месяц, и он тебя призывает на что-то жертвовать, при этом не говоря, что он тоже принимает в этом участие – не пустыми словами, а реальными делами, то мне, например, становится просто неудобно за этого агитатора. И я не понимаю, как ему самому не неловко, хотя он прекрасно знает несопоставимость уровня его доходов и доходов большинства зрителей, раскручивать на деньги других.

Если бы от имени ребенка говорили его родители или лечащий врач, представитель благотворительного фонда – это было бы понятно, это было бы здорово и правильно. Если бы актеры и певцы, призывающие нас «не ждать» и «не раздумывать», сказали бы, что они тоже «не ждали и не думали», а реально дали денег, внесли свою лепту – это было бы красиво и честно.

А так… Только что он призывал всех не жалеть денег, а через минуту достает всех со своей лотереей и «шансом стать миллиардером» или йогуртом, который надо пить литрами, чтобы быть здоровым. Или она с придыханием говорит о том, что ради детей ничего не жаль, а потом ты вспоминаешь, сколько стоят билеты на ее концерт…

По-моему, это просто цинизм. Причем, неприкрытый и мерзкий.

Когда актер участвует в акциях благотворительного фонда – на день становится за прилавок, работает, как волонтер, проводит концерт в пользу подопечных, устраивает лотерею, шоу и пр., доходы от которых идут на благие цели – это понятно. И это честно: актер работает, актер не требует у людей расстаться с деньгами, а дает им возможность сделать что-то доброе и при этом еще получить какую-то эмоциональную отдачу, хотя бы просто пообщаться со звездой, играющей в продавца, или посмотреть хорошее шоу. Такие вещи я с удовольствием поддерживаю и таких актеров уважаю. Как и тех, которые при любом удобном случае так или иначе стараются сделать что-то для подопечных фонда, друзьями которого они являются.

А вот когда некая популярная личность, утопая в самоумилении, кричит с экрана о том, что мы должны оплачивать лечение тяжелобольных детей из собственных не слишком больших (мягко говоря) доходов, хотя хватило бы его одного гонорара за турне или съемки в очередном дурацком сериале, чтобы оплатить пять таких операций и курсов лечения, мне становится просто противно и стыдно за тех, кто с экрана занимается таким некрасивым делом.

И самое обидное, что, не разобравшись в сути, в этом подчас принимают участие весьма уважаемые и любимые мной актеры. Причем, не из врожденного цинизма, а просто не посмотрев на ситуацию другими глазами.

Так что очень бы хотелось, чтобы организаторы «Дня добрых дел» как-то пересмотрели и перестроили свою агитацию, дабы она вызывала не недоумение и сожаление, а реальное желание помочь.

Ведь есть другие рекламные кампании благотворительных фондов и акций, которые устроены по совершенно другим принципам, которые не вызывают отторжения, наоборот, придают тебе уверенность, что даже твой небольшой вклад приносит реальную пользу. Но для этого не нужны фальшиво умиляющиеся певцы и осточертевшие в рекламных роликах актеры. Зачем же настолько не уважать зрителей, полагая, что на призыв сделать доброе дело они откликнутся только, если он будет исходить от некой медийной персоны, и что у них не возникнет тех же вопросов, что и у меня?

-3