Миф 1: «Ты не должен плакать, ты же мальчик!»
Плакать должны и мальчики, и девочки — а также их родители. А ещё — прыгать от счастья, дуться и бояться. Страх, злость, грусть и радость — это четыре основных человеческих эмоции, объясняет психолог Татьяна Казакова. И испытывать любую из них не стыдно.
Если ребёнку запрещают проявлять чувства, он начинает их в себе подавлять. В результате негатив накапливается и может вырываться наружу в виде вспышек неконтролируемой ярости. К тому же, уже став взрослым, человек будет плохо распознавать и свои, и чужие эмоции.
Ольга Ширяева, психолог
Поэтому важно не запрещать малышу плакать или кричать, а обсуждать с ним, что он чувствует. К примеру, если он устроил истерику в магазине из-за игрушки, скажите: «Ты сейчас злишься, я понимаю, тебе обидно, но я не могу тебе этого купить». Так ребёнок поймёт, что его услышали. А благодаря проговариванию эмоции узнает, что с ним происходит.
Также специалисты советуют искать безопасные способы выплеснуть негативные переживания. Например, побить подушку, пнуть или бросить мячик. Это помогает ребёнку перевести раздражение в физическую форму, выразить и пережить его.
Миф 2: «Я — последняя буква алфавита»
Произнося эту фразу, родители полагают, что учат ребёнка считаться с чужими желаниями. Психологи же видят здесь опасный посыл: забудь о своих потребностях и сиди тихонечко.
Маленький человек ставит свои желания на последнее место и начинает жить чужими. В будущем такие люди часто пытаются угодить окружающим во всём: выбирают жену, исходя из предпочтений мамы, или идут с друзьями в поход, хотя терпеть не могут песни у костра. Привычка подстраиваться с детства подавляет в человеке инициативу и лидерские качества.
Татьяна Карцева, психолог
Конечно, выполнять все пожелания ребёнка в первую же секунду не стоит — это другая крайность. Лучше научить его находить компромисс между своими и чужими потребностями. Если в чём-то отказываете, объясните, почему вам пришлось сказать нет, и предложите какую-нибудь альтернативу. Например: «Мы сейчас не можем пойти в зоопарк, потому что я опаздываю на важную встречу. Давай сходим туда завтра?»
Миф 3: «Старших надо уважать!»
Устаревшим специалисты считают и правило, по которому ребёнок должен беспрекословно соглашаться с мнением старших. В современном мире, считает психолог Оксана Озерова, важно воспитывать у детей критическое мышление и привычку анализировать то, что им говорят родственники, друзья или просто посторонние люди. Независимо от их возраста.
Постарайтесь отказаться от приказного тона и начните объяснять свои просьбы. Даже если они касаются режима сна, питания или безопасности. Например: «Я прошу тебя лечь спать сейчас, потому что иначе ты не выспишься и будешь плохо себя чувствовать утром. А не потому, что мне так хочется».
Перейдя от авторитарной модели воспитания к демократической, вы научите детей нести ответственность за свои поступки. Благодаря этому в будущем у них будет больше внутренней свободы для принятия важных решений.
Оксана Озерова, психолог
А уважению лучше учить на собственном примере. Например, выстраивая доверительные отношения внутри семьи и относясь к самому к ребёнку как к полноценной личности. Если говорить с ним на равных, то он и сам будет прислушиваться к мнению мамы и папы, бабушек и дедушек.
Миф 4: «Нужно доедать — силу свою оставляешь!»
Подробнее об этом поговорили в блоге.