Найти тему

Аргументы для итогового сочинения 2020-2021 года. Направление - ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

1. А.П. Чехов "Вишневый сад"

Раневская. Нежелание, боязнь перемен

Действие в пьесе происходит в имении Раневской, которое назначено к продаже за долги. В России она не была пять лет, проведя эти годы в Париже. Обстоятельства, заставившие ее покинуть родину, были драматическими (в реке утонул ее сын, Гриша) Первые минуты пребывания Раневской в родном доме омрачены известием о продаже имения, назначена дата торгов. Свыкнуться с этой вестью Раневской еще предстоит, но весь драматизм положения она ощутила. С продажей усадьбы для нее рушится мир.

Выхода из создавшегося положения она не видит. Предложение Лопахина об отдаче земли в аренду под дачи она отвергает: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Раневская и мыслями и душой находится за пределами усадьбы, которую будут продавать, в ее репликах заключено неосознанное желание отбросить от себя решение вопроса, нежелание принимать перемены. Наступает день, когда откладывать нельзя, но Раневская медлит. Трагичен финал жизни Раневской: она уезжает в Париж, где будет жить за счет денег, отправленных бабушкой, которых надолго не хватит. В финале пьесы Раневскую ожидает разочарование и жизненный крах.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

-2

Отношение к переменам

Историческое время романа «Отцы и дети» совпадает со временем ожидания перемен в российском обществе. Писатель изображает новое поколение, пришедшее, чтобы изменить страну. Нигилист Базаров – представитель этого поколения. Он решительный, целеустремленный и трудолюбивый человек, не склоняющийся ни перед какими авторитетами и не принимающий ни одного принципа на веру. Отрицая музыку, литературу, живопись, даже саму природу, Базаров видит будущее людей в науке. Он хочет разрушить все старое, что, по его мнению, не дает случиться переменам. Герой вступает в полемику с представителем «старого» поколения, Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров презирает Павла Петровича, он видит в его лице все дворянство, которое привело страну в такое состояние. Однако время «нового поколения» еще не пришло. Неслучайно в уста героя автор вкладывает следующие слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?..»

Обломов (в чем причины боязни перемен)В первые годы жизни в столице Обломов «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя». Прошло десять лет, а он «ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще ... все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Обычное состояние Обломова — покой, «лежанье». «Когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате...» Трагедия Обломова в том, что он — барин — не деловой и непрактичный человек. Он обладает значительным состоянием — триста душ. Однако, по его представлениям, оно не обеспечит ему идеальной барской жизни. Воспитанный в патриархальных традициях, Обломов не допускает мысли о том, чтобы вложить деньги в какую-нибудь компанию: вдруг что случится — «вот я и без гроша». Обломов не приспособлен к практической жизни, не имеет представления о том, как нужно вести хозяйство доходно, с прибылью.

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, просторном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах.

Глубинные истоки социальной пассивности, неспособности человека к деятельности ярко раскрыты в девятой главе первой части произведения, которая называется «Сон Обломова». Здесь рассказывается о детстве и отрочестве героя. Гончаров рисует широкую картину патриархальной помещичьей жизни. В картине детства заложено все. Жизнь для обломовцев — это «тишина и невозмутимое спокойствие», которые, к несчастью, иногда нарушаются неприятностями. Особенно важно подчеркнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убытками, ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцов наших, но любить не могли». С раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, внушали ему. И очень скоро он «сам выучился покрикивать: — Эй, Вась ка, Ванька! Подай то, подай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!». В недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обломова — жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения».

Таким образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его петербургской квартиры в гончаровском романе в полной мере порождены и мотивированы социально-бытовым укладом патриархально-помещичьей жизни Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: «Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю». Дом Пшеницыной оказался тем райским, благословенным уголком, в который он стремился всегда. Здесь дни и ночи текут мирно, не внося буйных и внезапных перемен в однообразную жизнь. Жизнь меняется в своих явлениях, но меняется «с такою медленною постепенностью, с какою происходят геологические видоизменения нашей планеты: там потихоньку осыпается гора, здесь целые века море наносит ил или отступает от берега и образует приращение почвы».

3. А.Н. Толстой "Пётр Первый"

-3

Неготовность общества к переменам

В то время как Петр готовится к войне, укрепляет армию, меняет устои боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшатся перемен, ненавидят быстроту и жестокость всего нововводимого.