Не всем нравится грамматика и, именно поэтому, часто можно услышать от студентов такой запрос "мне бы только разговорный, грамматику я изучать не хочу, это так скучно". При этом не все осознают, что разговаривать одними словами не так уж и просто. Грамматика - это клей, который связывает между собой слова, превращая их в законченные предложения.
Если вы изучали английский в школе, вспомните насколько просто и доступно вам объясняли материал? Была ли связь с жизненной ситуацией, где вы могли бы применить то или иное грамматическое правило?
Не знаю, как у вас, а у меня все было с точностью наоборот. Казалось, что учителя могли простое правило завернуть так, что это становилось в один ряд с математическим анализом. Ну а применить в жизни грамматику мы могли, разве что, в очередном тесте.
В университете мы заучивали правила наизусть, разбирали Диккенса и Шекспира, совершали еще множество манипуляций, которые опять же, все больше отдаляли от реальности.
Когда я стала преподавать людей, у которых нет желания настолько глубоко погружаться в правила, перед которыми стоит задача научиться говорить и использовать грамматику в активе, а не на тестах, я стала задаваться вопросом - а как сделать так, чтобы мои студенты полюбили грамматику? Я не хотела, чтобы мои уроки были однообразными и монотонными. Я хотела, чтобы люди без моих занудных пояснений понимали, зачем им то или иное правило.
Хочу поделиться с вами несколькими наблюдениями, к которым я пришла за время своей практики
1. Подача
Просто, интерактивно, дозированно. В большинстве источников грамматика подается очень развернуто, со всеми исключениями, поэтому психологически очень сложно усвоить все и за раз. Эффективнее всего, на мой взгляд, разбивать правило на несколько составляющих. Я уже писала о порядке слов в предложении, и один из комментариев был о том, что статья хорошая, но требует дополнения. Но, мой посыл был как раз-таки в обратном - чтобы зная одно лишь правило, учащиеся уже могли применять его на практике, из чего вытекает мой следующий пункт.
2. Здесь и сейчас
Я не даю учащимся грамматику «про запас», с мыслью о том, что когда-нибудь, когда будет подходящий случай, они вспомнят нужное правило. Не вспомнят. Все, что мы изучаем, все должно быть в активном использовании сегодня и на каждом последующем занятии.
3. Скорость
Если у студента нет плана покорить английский за два месяца (хотя за такие кейсы я больше даже не берусь), то спешить не стоит. Я всегда говорю, что лучше сейчас остановиться и уделить больше внимания, чем потом закрывать пробелы.
4. Связь с интересами, реальной жизненной ситуацией (насколько это возможно)
Здесь огромный простор для творчества, но, в любом случае, я всегда стараюсь подобрать материалы, которые будут интересно раскрывать то или иное правило. Не всегда и все правила получается подогнать под конкретные интересы и увлечения, но, когда это удается сделать, то вау-эффект обеспечен.
5. Никаких лекций
Студент принимает активное участие в обсуждении, а не слушает и записывает. В этом помогают примеры и наводящие вопросы.
А вы любите грамматику?