Предварительные данные свидетельствуют о том, что иммунизация была более эффективной у участников испытания, получивших меньшую дозу.
Долгожданная вакцина от COVID-19 дала некоторые обнадеживающие, но не головокружительные результаты. Вакцина, разработанная Оксфордским университетом, Великобритания, и фармацевтическим гигантом AstraZeneca, оказалась эффективной в среднем на 70% при предварительном анализе данных испытаний фазы III, заявили разработчики в пресс-релизе 23 ноября.
Но анализ обнаружил поразительную разницу в эффективности в зависимости от количества вакцины, доставленной участнику. Схема, состоящая из двух полных доз с разницей в месяц, оказалась эффективной всего на 62%. Но, что удивительно, у участников, которые получили меньшее количество вакцины в первой дозе, а затем в полном объеме во второй дозе, вероятность развития COVID была на 90% ниже, чем у участников из группы плацебо.
На прошлой неделе Pfizer и BioNTech сообщили, что их вакцина на основе РНК была эффективна на 95% после того, как испытание достигло своей основной конечной точки, а промежуточный анализ РНК-вакцины Moderna показал, что она работает почти так же .
Исследователи предостерегают от прямого сравнения вакцин на основе неполных данных. Расхождения в последних результатах означают, что существует значительная неопределенность в том, насколько хорошо оксфордская вакцина защищает от COVID-19, без дополнительных данных текущих испытаний эффективности, говорят ученые. «Мы немного боимся поспешить сравнить яблоки и апельсины», - говорит Дэниел Альтманн, иммунолог Имперского колледжа Лондона. «Предстоит пройти долгий-долгий путь, прежде чем эти данные закрепятся, будут представлены и опубликованы в полном объеме».
Вирусный вектор
Вакцина Oxford – AstraZeneca сделана из вызывающего простуду «аденовируса», который был выделен из стула шимпанзе и модифицирован таким образом, чтобы он больше не воспроизводился в клетках. При введении вакцина инструктирует человеческие клетки продуцировать спайковый белок SARS-CoV-2 - главную мишень иммунной системы против коронавирусов. Вакцина вошла в фазу III испытаний эффективности раньше других лидеров, включая Pfizer и Moderna, и испытания продолжаются в странах, включая США, ЮАР, Японию и Россию. Анализ на 23 ноября основан на 131 случае COVID-19 среди более чем 11000 участников испытаний в Соединенном Королевстве и Бразилии по состоянию на 4 ноября.
В целом, разработчики обнаружили, что эффективность двухдозовой вакцины составила 70% при измерении через две недели после того, как участники получили вторую дозу. Но эта цифра представляет собой среднее значение эффективности 62% и 90% для двух разных режимов дозирования. «90% - это неплохо, но 62% для второй проверенной схемы не так впечатляют», - сказал в Twitter Флориан Краммер, вирусолог из вирусолога из медицинской школы Икана на горе Синай в Нью-Йорке .
Главный приоритет для исследователей - понять, почему вакцина, кажется, работает намного лучше при более низкой первой дозе. Одно из объяснений может заключаться в данных: исследование могло быть недостаточно масштабным, чтобы оценить разницу между двумя схемами, и различия исчезнут, как только будут обнаружены новые случаи COVID-19, - говорит Люк Ванденберг, вирусолог из Massachusetts Eye. Институт уха и Гарвардская медицинская школа в Бостоне.
Стивен Эванс, статистический эпидемиолог Лондонской школы гигиены и тропической медицины, на основании полученных данных оценивает, что эффективность режима «половина дозы - полная доза» может составлять всего 66%.
Но если различия достоверны, исследователи хотят понять, почему. «Я не думаю, что это аномалия», - говорит Кэти Эвер, иммунолог из Оксфордского института Дженнера, которая работает над вакциной. «Я очень хочу попасть в лабораторию и начать думать о том, как решить этот вопрос». У нее есть две основные теории, объясняющие, почему более низкая первая доза могла бы улучшить защиту от COVID. По ее словам, возможно, что более низкие дозы вакцины лучше справляются со стимуляцией подмножества иммунных клеток, называемых Т-клетками, которые поддерживают выработку антител.
Еще одно возможное объяснение - это реакция иммунной системы на вирус шимпанзе. Вакцина вызывает иммунный ответ не только на спайковый белок SARS-CoV-2, но и на компоненты вирусного вектора. «Вполне возможно, что полная первая доза притупила эту реакцию», - говорит Эвер. Она планирует изучить реакцию антител против вируса шимпанзе, чтобы ответить на этот вопрос.
«Это правдоподобное объяснение», - говорит Джеймс Уилсон, вирусолог из Университета Пенсильвании в Филадельфии, который в 1990-х годах стал пионером использования аденовирусов для вакцин. Если сначала ввести половинную дозу, «возможно, что AstraZeneca ввела в иглу их дозировку», - добавляет он.
Хильдегунд Эртл, вирусный иммунолог из Института Вистар в Филадельфии, говорит, что результаты имеют смысл в свете некоторых из ее работ по аденовирусным вакцинам для мышей. Она также обнаружила, что низкая первая доза может обеспечить лучшую защиту, чем более высокая первая доза в двухдозовой вакцине. Она считает, что это связано с тем, что более низкая первая доза приводит к более быстрому формированию иммунных клеток «памяти», которые запускаются повышением второй дозы. Более длительное ожидание между двумя дозами может дать тот же эффект.
Между тем AstraZeneca надеется собрать больше данных о режиме дозирования. К настоящему времени компания предоставила вакцину примерно 10 000 участников американского отделения исследования эффективности, которое было приостановлено более чем на месяц летом, пока исследовалось неврологическое состояние участника испытания.
Компания планирует запросить у регулирующих органов, может ли она изменить исследование, включив в него более эффективный режим дозирования, заявила на брифинге для прессы Мене Пангалос, вице-президент AstraZeneca по исследованиям в области биофармацевтики.
«Было бы безумием использовать больше вакцины, чем нужно, чтобы добиться меньшей эффективности», - говорит Эвер. «Я думаю, что мы увидим движение к развертыванию режима« стандартных низких доз »».
Намеки оптимизма
Ученые утверждают, что хотя Oxford и AstraZeneca анализируют данные своих испытаний и собирают больше, есть основания для оптимизма в отношении других аспектов эффективности вакцины. Ни один из участников, получивших вакцину, не был госпитализирован или у них развился тяжелый COVID, что позволяет предположить, что вакцина может хорошо предотвращать такие инфекции.
Также были намеки на то, что вакцина может предотвратить передачу вируса людям, даже если у них нет симптомов. В британской группе исследования некоторые участники обычно брали мазки для тестирования на SARS-CoV-2, даже если у них не было симптомов. В исследованиях Pfizer и Moderna участвовали только люди с симптомами. Различия в уровне инфицирования между людьми, получившими плацебо и оксфордскую вакцину, позволяют предположить, что вакцина блокирует передачу, говорит Эвер.
Даже несмотря на то, что над ее эффективностью нависает вопросительный знак, вакцина Oxford – AstraZeneca может получить более широкое распространение, чем некоторые другие прививки от COVID. Вакцина стабильна при температуре холодильника, в отличие от вакцины Pfizer и BioNtech, которую необходимо хранить при –70 ºC за несколько часов до вакцинации.
И больше вакцины может быть доступно раньше, по сравнению с другими прививками. По оценкам AstraZeneca, к концу 2020 года у нее будет готово 200 миллионов доз по всему миру и способность производить от 100 до 200 миллионов доз в месяц после наращивания производства, по словам Пэм Ченг, вице-президента по операциям и информационным технологиям AstraZeneca.
«Битва между всеми этими вакцинами будет действительно логистической», - говорит Ванденберг. «Мы сможем использовать каждую доступную дозу».