Обратимся к тексту Д. А. Гранина, светского и российского писателя и киносценариста. Даниил Александрович ставит проблему совместимости гениальности и злодейства. Где находится та грань, разделяющая эти два понятия? Каждый ли человек может найти в себе гения? Вот вопросы, на которые мы находим ответы, прочитав данный текст.
Раскрывая поставленную проблему, автор обращается к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». Гранин рассказывает о том, как у одного композитора был дан дар свыше, а другому пришлось усердно работать над собой, чтобы достичь высоких результатов. Первый, о ком идёт речь,– это Моцарт. О нём говорят: «он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством». По мнению писателя, Моцарт является гением с самого рождения. Он стал выдающимся музыкантом за счёт таланта. Автора восхищает музыка Моцарта, которая наполнена гармонией, добротой и доверчивостью, поэтому она стала так близка многим слушателям.
Совершенно другой путь прошёл Сальери. Гранин рассказывает о том, что он упорно работал, совершенствовался, потому что «способность творить ему не была дана». Казалось бы, в чём разница между этими людьми? Однако она есть. Безусловно, оба композитора ценят искусство и избраны, чтобы служить своему делу. Главное отличие «подлинного гения от мнимого», по мнению публициста, - это способность приодолеть нравственное испытание, которое проходит только один из них – Моцарт. Сальери совершил злодейство: он отравил своего товарища по цеху. Как считает Гранин, это показывает, что нравственность играет огромную роль в становлении гения.
Два примера дополняют друг друга. Они повествуют о том, что гением можно стать разным путями, однако важным качеством такого человека будет являться нравственное начало.
Позиция автора мне близка и понятна. Она заключается в следующем: не каждый способен найти в себе гения, потому что одной из главных составляющих гениальности является нравственность, которая не всегда присутствует в людях.
Я согласна с мнением Д.А.Гранина в том, что злодейство и гений – несовместимые вещи. Чтобы аргументировать эту мысль, могу вспомнить произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда главный герой, Мастер, написал необычный роман, все литературные критики стали его унижать. Всё из-за того, что они не ценили настоящего гения, а могли ему только завидовать.
Таким образом, гениальность и злодейство несовместимы. Одной из составляющих гениальности является нравственность. Человек может понимать прекрасное, чувствовать гармонию, но, если он будет аморален, его талант не сможет развиться до гениальности.