Кистень - оружие распространённое на территории Древней Руси. К тому моменту как А.Н. Кирпичников создавал свой незабвенный труд (а это 1966 год - уже более полувека назад), он смог собрать информаци о 127 древнерусских гирьках для кистеней. Сколько их было найдено с тех пор - вряд ли кто считал.
Кистень был в хождении у степных кочевых народов. Но встречаются гирьки на их памятниках реже. Например, А.В. Крыганов изучая кистени представителей салтово-маяцкой культуры оперировал всего несколькими десятками гирек.
В Европе же кистень встречается ещё реже. Там правда были свои виды оружия со свободно закреплённой ударной частью (например двуручный цеп или моргенштерн).
Помимо географической, есть ещё и хронологическая специфика. Кистень на Руси становится резко популярным в XI в. и практически исчезает в начале XIII в. То есть аккурат вместе с монгольским нашествием.
Кстати, нельзя сказать, что в XIII в. кистень на Руси исчезает полностью. Скорее он исчезает как оружие профессионального воина. Вскоре они снова появляются, но как уже совсем народное оружие - без лишних украшательств, а просто груз на верёвке. В таком виде кистень просуществует очень долго.
Почему такие чёткие рамки: Древняя Русь и XI-XIII вв.? Вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. Дружинники не оставили после себя никаких заметок вроде "да, мы дерёмся кистенями потому-то и потому-то". Просто видимо в тех условиях это оружие показывало себе эффективно, поэтому и было широко распространено.
Кистень XI-XIII вв. - это не просто груз, подвешенный на верёвку. Часто отлитый из бронзы кистень украшался разными символами и изображениями. Также кистень мог быть составным (например, костяной кистень с металлической сердцевиной и ушком, или бронзовый кистень со свинцовой заливкой внутри). Всё это говорит о том, что над гирьками могла вестись кропотливая работа, а к их внешнему виду и боевым характеристикам могли предъявляться очень серьёзные требования.
Костяные гирьки (или гирьки из рога) считаются более простыми. Они (в отличие от бронзовых) украшались редко. Поэтому я хочу рассказать и показать два таких кистеня, на каждом из которых вырезано по пять символов.
Первый из них (Труды..., 1958) был найден на территории Белой Вежи (она же Саркел). Это роговой кистень, в который продет металлический штырь с ушком. Гирька яйцевидная, очень хорошо отполированная. На ней вырезано пять символов, среди которых можно распознать два креста на голгофе, частично разрушенное изображение, напоминающее человека и ещё пару изображений, которые я не могу описать. Это оружие относится к древнерусскому этапу истории города. То есть его можно датировать XI - началом XII вв.
Автор исследования (М.И. Артамонов) интерпретирует пять символов на кистене как владельческие знаки и предполагает, что оружие могло поочерёдно принадлежать пяти разным владельцам (Труды..., 1958 с. 76).
В то время, когда Михаил Илларионович (да, между прочим, Артамонов - полный тёзка Кутузова) писал свою работу, разные непонятные знаки на предметах часто объясняли владельческими символами. Сейчас от подобных интерпретаций частично отошли.
Действительно, лично мне не кажется, что это пять символов от пяти разных владельцев. Во-первых, сложно представить что предмет так много переходил из рук в руки. А во-вторых, как уже говорилось, знаки на костяных/роговых гирьках встречаются очень редко. Видимо, не было традиции ставить на них отметки владельца.
Второй кистень происходит из Старой Рязани, из слоя XII - начала XIII вв. (Артамкин, 2019. С. 128). При том, что этот кистень тоже выполнен из рога и относится к тому же типу по классификации А.Н. Кирпичникова (у него все костяные/роговые гирьки относятся к типу I (Кирпичников, 1966. С. 59)), он сильно отличается от саркеловского экземпляра.
Старорязанский кистень выполнен из единого куска рога. Гирька гранёная, а стороны её выполнены довольно небрежно - они не симметричны и отличаются по размерам, а грани между ними часто кривые. Такое ощущение, что эту гирьку наспех вырезали, да и заполировали потом такую, какая вышла. Но на этой гирьке тоже есть пять символов. Среди которых есть один крест на Голгофе, пятиконечная звезда, две параллельные линии и два ещё совсем ни на что не похожих (для меня) знака.
Такие вот два разных кистеня, которых объединяет одно совпадение - на каждый нанесено по 5 знаков. Что это значит и как это интерпретировать - непонятно. Можно принять идею М.И. Артамонова о том, что это владельческие знаки. Можно предположить, что не все они владельческие, а часть знаков имеет другое значение (например крест - защитный символ). А может быть их вообще просто для красоты вырезали? Вряд ли когда-нибудь мы узнаем точный ответ.
Литература:
1. Артамкин А.Н. Предметы вооружения и воинского снаряжения из раскопок 2010-2018 гг. в Старой Рязани // Новые материалы и методы археологического исследования: От критики источника к обобщению и интерпретации данных. Материалы V Международной конференции молодых ученых / Отв. ред. В.Е. Родинкова. М.: ИА РАН, 2019. С. 126-129.
2. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX-XIII вв. М-Л., 1966. 128 С.
3. Крыганов А.В. Кистени салтово-маяцкой культуры Подонья // Советская Археология. — 1987. — № 2. - М., 1987. С. 63-69.
4. Труды волго-донской археологической экспедиции (Материалы и исследования по археологии СССР)/ Отв. ред. Артамонов М.И. - Л., 1958 г. - 427 С.