В период с 17 по 22 ноября состоялся визит представительной узбекской делегации в Вашингтон, возглавляемой министром иностранных дел РУз Абдулазизом Камиловым.
Время для поездки выбрано не самое благоприятное для проведения предметных переговоров. Во-первых, не совсем понятно, когда окончательно определиться имя следующего президента США, точнее, когда практически избранный президент Джозеф Байден из-за затянувшегося процесса подсчета голосов сможет официально вступить в должность. Во-вторых, вытекает из первого пункта, как сейчас можно обсуждать перспективы сотрудничества в условиях, когда нынешнее руководство государственного департамента, вероятнее всего, уйдет в отставку, а внешнюю политику США будут определять уже люди из команды нового президента? В-третьих, совсем уже получилось не ясным. На время визита узбекской делегации в Вашингтон, государственный секретарь Майк Помпео уехал в прощальное турне по странам Европы и Ближнего Востока, и как следствие встречи с узбекскими дипломатами проводили второстепенные сотрудники дипломатического ведомства США.
Тот факт, что делегация из Узбекистана все же прилетела в Вашингтон, несмотря на фактическое поражение Дональда Трампа и транзитный период в чиновничьем аппарате США, лишний раз демонстрирует важность американского направления для внешней политики Узбекистана. И в целом для Ташкента итоги визита и переговоров можно считать достаточно продуктивным. Так, по итогам встречи с заместителем помощника госсекретаря Д.Томпсоном согласовали переформатирование ежегодных двухсторонних консультаций в Диалог политического партнерства. Следующая встреча намечена на 2021 год в Ташкенте. В ходе встречи стороны отметили, что за 2019 год в рамках различных программ Узбекистан получил около 100 млн. долларов. Вместе с тем, нельзя не отметить, что республика, благодаря своей проактивной внешней политике на афганском направлении, в последние годы превратился в ключевого для США партнера в регионе в решении афганского вопроса.
Есть ли риски для России от активизации диалога Узбекистана с США? Программа двусторонних российско-узбекских контактов, рост взаимной торговли и расширение сфер сотрудничества между Москвой и Ташкентом впечатляют. Вместе с тем, по ряду стратегических вопросов можно наблюдать определенную стагнацию. Подвис вопрос строительства Росатомом АЭС в Узбекистане, не совсем ясны перспективы широко обсуждаемого в республике вопроса присоединения республики к ЕАЭС в качестве наблюдателя. И хотя нельзя сказать однозначно, что развитие американского направления внешней политики идет в ущерб российско-узбекскому сотрудничеству, определенное переосмысление внешнеполитических стратегических ориентиров в Ташкенте налицо. Будем следить за развитием событий.