Найти тему

Как я открыла кофейню по франшизе и сколько это стоило

Здесь часто пишут истории о преодолении: вот мы задумали бизнес, тестировали гипотезы, наступали на грабли, искали инвестиции. А я расскажу про то, как своё дело начинают обычные люди. Ничего особенного — просто кофе. Или нет?

До открытия
До открытия

Зачем мне всё это

Мне двадцать шесть лет, и пятнадцать из них я отдала профессиональному волейболу. Недавно я вышла замуж, решила закончить спортивную карьеру и стала думать, что могу делать дальше. Я всегда любила кофе, а каждый, кто обожает кофе, хотя бы раз думал о своей кофейне.

Я точно знала, что хочу кофейню, но опыта в бизнесе у меня не было. Зато у наших друзей были две точки Jeffrey’s Coffee, открытые по франшизе, — в Щёлкове и в Нижнем Новгороде. Так что решили пойти по протоптанной дорожке и тоже открыть такую кофейню в родной Балашихе. Прикинули цены:

  • Цена франшизы: 465 тысяч рублей.
  • Ежемесячное роялти: 3% от выручки.
  • Личные накопления: 2,8 млн рублей.

Оставалось достаточно, чтобы закупиться оборудованием, арендовать помещение и сделать в нём ремонт. В августе мы позвонили в компанию, встретились с их аккаунт-менеджером, подписали бумаги и стали искать место для будущей кофейни.

Попутно я открыла ИП: пошлина составляет около 800 рублей. Здесь и дальше буду всё считать.

Стартовые вложения (ИП + цена франшизы): 465 тысяч 800 рублей. Дизайн-проект, сметы и система учёта входили в стоимость под ключ. А мне нужно было собрать все документы и найти для кофейни дом.

Помещение

С помещениями в Балашихе тяжко. У нас только две главных улицы: Советская и Ленина. На центральной Советской цены за аренду почти такие же, как в Москве — мы натыкались на варианты, где хозяин просил 200-300 тысяч рублей в месяц за 70 м². А мне просто повезло: как-то раз я ехала по улице Ленина и увидела баннер с надписью «аренда». Помещение тогда только-только отремонтировали. Мы подписали договор через неделю после просмотра. Говорят, это большая удача.

  • Аренда помещения площадью 65 м² (две комнаты): 80 тысяч рублей в месяц. Договор на 11 месяцев.
  • Арендный депозит: 80 тысяч рублей.
Наше крыльцо
Наше крыльцо

Эту неделю мы с мамой, которая взялась мне помогать, потратили на то, чтобы мобилизовать знакомую строительную бригаду и посчитать трафик. Считали вручную: в определённые часы садились возле будущей кофейни и прикидывали, кто из прохожих мог бы к нам зайти — молодёжь, парочки, офисные работники, семьи с детьми.

Нехитрые подсчёты вроде «а вот этот парень точно взял бы кофе» говорили, что место перспективное.

Ремонт и государственные инстанции

Я никогда не думала, что делать бизнес по франшизе супер легко. Легче, чем начинать всё с нуля, конечно, но я и подумать не могла, что государство так сильно ставит палки в колёса малому бизнесу. Вот небольшой топ моих чудесных открытий:

  1. Наружную вывеску нужно месяц согласовывать с администрацией города.
  2. Пожарная инспекция должна увидеть помещение до ремонта, потому что все коммуникации и сигнализация монтируются под потолком.
  3. Нужен договор на вывоз мусора. Договор на поставку воды. А ещё на утилизацию ламп. И на дезинсекцию. И даже на стирку спецодежды персонала (что?).
Будущая вывеска
Будущая вывеска

Про налоговую, постановку на учёт кассового аппарата и санитарно-эпидемиологическое заключение вы знаете и так. Почти везде нужно было ездить лично. В какой-то момент я почувствовала, что уже очень устала.

Но нам помогала аккаунт-менеджер, а сооснователи Леша Каранюк и Марк Кинзебулатов даже несколько раз приезжали, чтобы проверить моё помещение. Ремонт стартовал в августе и занял один месяц. Все бумажки получилось собрать за два месяца.

  • Подготовка помещения, строительные работы и чистовой ремонт по дизайн-проекту: 900 тысяч рублей.
  • Наружная вывеска: 50 тысяч рублей.

Наше помещение готовили под офис, так что пришлось отдирать с пола уродливую плитку и дестроить ужасные офисные потолки. В августе-сентябре мы ещё не открылись, а уже потратили почти 1,5 млн рублей.

Что внутри кофейни и сколько это стоит

Мой совет: если планируете когда-нибудь открыть кофейню, копите деньги в валюте. Цена за важное оборудование — от кофемашины и кофемолки до ледогенератора — меняется вместе с курсом доллара. В августе наша кофемолка, например, стоила 60 тысяч рублей, а в середине сентября мы купили её по цене где-то в 75 тысяч рублей.

Цены постоянно меняются, так что приложу очень примерную смету:

  • Барная стойка: 80 тысяч рублей.
  • Кофемашина: 250 тысяч рублей.
  • Две кофемолки: 130 тысяч рублей.
  • Мебель (столы, стулья, диваны, подушки): 300 тысяч рублей.
  • Музыкальное оборудование: 20 тысяч рублей.
  • Касса и терминал для оплаты картой: 20 тысяч рублей.
  • Камера: 10 тысяч рублей.
  • Другое оборудование (холодильник, ледогенератор, посуда и прочее): 200 тысяч рублей.
  • Униформа и инвентарь: 20 тысяч рублей.

Всего: около 1 030 000 тысяч рублей.

-4

Здесь подведём небольшой итог. 1 605 800 (франшиза, ИП, ремонт, вывеска) + 1 030 000 (оборудование) = 2 635 000 рублей. В эту сумму не вошли грузоперевозки, цены обязательных контрактов и реклама в социальных сетях. Всё вместе можно смело округлять до 2 700 000 рублей. Столько стоит открыть кофейню по франшизе в Подмосковье.

Подбор персонала

Если здесь есть люди, которые когда-либо открывали что-то своё в небольших городах, то они могут представить, как трудно найти хорошего сотрудника. Особенно на важную должность бариста. Дело не в том, умеет он варить кофе или нет — я сделала свой первый капучино уже после покупки франшизы (проходила обязательное обучение в «Академии» Jeffreys). А в том, что люди часто просто пропадают.

-5

За три недели до открытия мы разместили вакансии в балашихинских группах во «ВКонтакте», на Avito и паре карьерных сайтов. Для старта нам нужно было шесть человек. На первое собеседование позвали семерых, а пришёл только один. И это был друг моего двоюродного брата.

Начальная ставка бариста: 120 рублей за час. Стандарты оплаты, формы и пожелания к внешнему виду сотрудников идут из управляющей компании-франчайзера.

Первым мы наняли его. Потом всё-таки добрали остальных и отправили команду учиться варить кофе. Подбор команды оказался тяжелее, чем сбор тысячи бумажек — я очень переживала, думала, что не найду нужных людей.

Первые клиенты

Открытие, то есть праздник для первых клиентов, стоило нам 30 тысяч рублей.

Кофейня находится на первом этаже жилого дома. Накануне открытия к нам пришли представители управляющей компании и сообщили, что наше помещение переведено в нежилой фонд без согласия проживающих. Я возмутилась: «Как так? У вас весь первый этаж выкуплен под МТС, продукты и так далее». Они сказали, что магазины согласовывали открытие с жителями, а мы нет, поэтому нам не дадут работать.

Всё оказалось не так. Жильцы стали нашими первыми клиентами: многие приходили и говорили, как сильно ждали открытия в их доме какого-нибудь хорошего кафе. К тому же мы постоянно задабриваем наших бабушек и дедушек — устраиваем чаепития, угощаем чем-нибудь.

Итого на запуск мы потратили около 2 730 000 рублей.

Итоги

Мы открылись всего два месяца назад, так что ни о какой окупаемости речи пока не идёт. Надеемся выйти в ноль к Новому году. Обычный срок окупаемости для кофеен нашего формата — более 10 месяцев. Для Балашихи, думаю, будет год-полтора.

Конечно, франшиза не очень подходит тем, кто привык везде быть главным. У Jeffreys есть чёткие стандарты, которые нужны для того, чтобы все кофейни выглядели и работали в едином стиле. Они нестрогие, но всё же их не обойти: как украшать кофейню к Новому году, как подбирать сотрудников, как давать рекламу.

-6

Советую ли я открывать кофейню по франшизе тем, кто давно мечтает о своем деле?

Если у вас есть собственное жильё и личные накопления — да. Если вам не хочется делать всё с нуля (от разработки фирменного стиля до подготовки всех документов) — да. За несколько месяцев я узнала о кофейном бизнесе столько, сколько не узнала бы за всю жизнь. Ничуть не жалею об уходе из спорта.