В первой части я рассказал о кроссоверах, так сказать, спонтанных, почти случайных. Но бывает, что продюсеры ставят кроссоверы себе на службу, ради кассы...
Можно сказать, что первооткрывателем коммерческих кроссоверов (по другой терминологии, "мэш-апов") стала голливудская студия "Юниверсл". В 30-е годы она была практически монополистом в жанре "хоррор". Там, как на конвейере, появились фильмы о вампире Дракуле по роману Б.Стокера, о чудовище Франкенштейна по роману М.Шелли, об оборотне, мумии, и прочих кошмарных созданиях. И именно на этой студии придумали, для вящего эффекта, организовывать встречи этих монстров в одном фильме. (О пародийных кроссоверах я писал в посте про Эбботта и Костелло)
Тут был редкий случай, когда Франкенштейна сыграл не Борис Карлофф (как в первых двух фильмах), а первый исполнитель роли Дракулы в фильме 1931 года - Бела Лугоши. В человека-волка вселился, как и в первом фильме 1941 года, Лон Чейни-младший (сын знаменитого мастера грима, "Человека-С-Тысячью-Лиц", Лона Чейни-старшего).
Здесь к оборотню (по-прежнему в исполнении Чейни-юниора), и монстру (которого отныне на студии будет играть похожий на Карлоффа верзила Гленн Стрейндж), а Дракулу - не Лугоши, а Джон Каррадин (отец Дэвида, звезды боевиков класса "Б" 80-х годов). Борис Карлофф же изобразит здесь Безумного Доктора - типичного персонажа хоррора.
Прямое продолжение предыдущего фильма, с теми же героями.
Японская студия "Тохо", создавшая Годзиллу, и заставившая весь мир выучить словечко "кайдзю" ("монстр") по тому же принципу стала делать "коктейли" из разных чудовищ. Когда же своих не хватало - привлекались заокеанские.
Гигантская горилла против огнедышащего ящера. Боевая ничья...
Дабы уравнять шансы, в результате радиоактивной мутации монстр Франкенштейна вырастал до великанских размеров, чтобы потягаться с местными кайдзю...
В 60-е годы героев хоррора запускали в другой жанр - в вестерн. Легендарные бандиты Дикого Запада вступали в схватки с наследницей создателя монстра, и с графом-вампиром...
По образцу юниверслских фильмов, здесь опять встречаются Дракула. Франкенштейн, и Оборотень, к ним присоединяется Мумия, а также Тварь из Черной Лагуны (персонаж фильмов конца 50-х).
Встреча не просто двух персонажей, а двух франшиз - Фредди Крюгера из "Кошмара на улице Вязов" и Джейсона Вурхиза из "Пятницы, 13".
Представители других двух популярных франшиз - Чужой и Хищник неоднократно встречались в фильмах и в компьютерных играх. А началось ведь все с мелочи - появление черепа Чужого в фильме «Хищник 2»...
Старик-вампироборец из романа Стокера превращен тут (как и в японском аниме) в супергероя с мечом и арбалетом, эдакого "ведьмака ХIХ века". И он вступает в борьбу не только с Дракулой, а опять-таки с Франкенштейном, Оборотнем, и даже доктором Джекилом/мистером Хайдом из повести Р.Л.Стивенсона (он тоже был снят на "Юниверсле", и появлялся в кроссоверах-пародиях Эббота и Костелло).
К этому кроссоверу приложил руку наш Тимур Бекмамбетов в качестве режиссера, и Тим Бертон - продюсера. "Знаете ли вы, что" - как бы говорят нам они, - "Эйб Линкольн боролся не только с рабовладельцами, но и с вампирами?!"
В 21-м веке кроссоверы (мэшапы) все затейливее. Помесь хоррор-франшизы и... классической английской дитературы Джейн Остин.
После упомянутых мэш-апов, после того, как в кино пришла мода на комиксовых супергероев, которые объединяются в команды ("Мстители", "Люди Икс", "Лига выдающихся джентльменов"), на студии "Юниверсл" наконец вспомнили свою былую силу, и решили возродить своих героев ужасов. В "Мумии", кроме бессмертной древнеегипетской колдуньи, появился тот же Джекил/Хайд (Рассел Кроу), с прицелом на сиквелы. Но неизвестно, станет ли этот фильм началом франшизы, или останется неудачным экспериментом...
"Кинокроссоверы" (встречи героев разных фильмов) ч.1
"Кинокроссоверы" (встречи героев разных фильмов) ч.3