Для меня Лия Ахеджакова — одна из тех артисток, чье появление на экране даже в серьезной роли вызывает добрую улыбку. Шлейф ее ярких образов словно создает ауру над актрисой, нисколько не портя впечатления от любой новой работы.
Странный дебют в кино
В юности Лие пришлось пережить многое. Она выросла в Адыгее в театральной семье, поэтому нет ничего удивительного, что Ахеджакова стала актрисой, хотя поначалу поступила в технический вуз.
Но уже в 1958 г. Лия перешла в адыгейскую студию ГИТИСа, которую закончила в 1962 г.
Щуплая, маленького роста, талантливая личность поступила в Московский ТЮЗ для работы в амплуа травести. Поэтому нет ничего удивительного, что в дебютной работе она перевоплотилась в мальчишку.
В фильме Виктора Рыжкова 1968 года актриса появилась в образе Петрушки, сына главного героя. На экране — растрепанный светловолосый щекастый мальчишка, хотя сходство, конечно, имеется.
Выдает актрису голос. На момент съемки ей было уже 30 лет.
Затем последовали еще несколько ролей, но они оставались незамеченными. Лия Ахеджакова оставалась одной из многих.
Звездный час любимой актрисы
И все же звездный час случился, пусть и к ее почти сорока годам. Причем Ахеджакова собиралась отказываться от маленькой роли подруги Нади Шевелевой в фильме «Ирония судьбы». Рязанов ее уговорил и не прогадал. Эта роль изменила судьбу Лии.
Она перешла на работу в театр «Современник», затем сыграла секретаршу в «Служебном романе», а еще через два года яркую роль в фильме «Гараж».
Множество фраз, произнесенных секретаршей Верочкой, ушли в народ. Без таланта Ахеджаковой они бы не ожили.
В 1991 году Лия наконец дождалась и главной роли в фильме «Небеса обетованные». По опросу журнала «Советский экран», она была признана лучшей актрисой года.
С тех пор было много прекрасных работ, достаточно вспомнить одну из главных ролей в комедии-буфф «Старые клячи», и звезда продолжает сниматься до сих пор.
Одним из самых ярких образов, созданных Лией Ахеджаковой, стала неожиданная роль «гейши» в фильме Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Она гениально ассистирует матерному монологу капитана-мента в японском ресторане. Кстати, в собственном монологе актриса поминает ТЮЗ. И тоже ругается матом.
И все-таки лично меня неожиданно потрясла Лия Ахеджакова в фильме, который стоит особняком, хотя в нем сыграли свои лучшие роли знаменитые актеры. Героиня появляется в эпизоде, у нее даже нет имени.
Она бежит, спотыкается, кричит что-то, хватается за лицо, говорит много, у нее пропадает голос, и ее лицо живет отдельно от ее слов, потому что она уже что-то поняла и приняла в себя. Приняла, хотя и не может признаться в этом. Фильм о войне, хотя войны в нем нет.
Сможете назвать картину? Жду ваших откликов.