Подумайте о тех людях, кто с энтузиазмом относится к своему занятию. Энтузиазм придает им сил, радует и побуждает постоянно повышать свою компетентность.
Мы должны поощрять энтузиазм наших детей, когда они возятся с техникой, занимаются математикой и даже прыгают со скакалкой. Потому что энтузиазм является внутренним двигателем достижений. В этом уверена психолог Мэдлин Левин, автор новой книги «Самое ценное», выходящей в издательстве МИФ.
В книге Левин предлагает пять способов, которые помогут поддержать в ребенке мотивацию и желание. Вот они.
1. Поддерживайте интересы ребенка и проявляйте энтузиазм по поводу его выбора (при условии, что выбор здравый). Ваш собственный интерес к саламандрам для вашей дочери неактуален, а вот ваша поддержка — наоборот. Достаточно произнести что-то вроде: «Я рада видеть, как ты увлечена своими саламандрами».
2. Следите, чтобы занятия соответствовали возрасту. Для детей семи лет симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» становится хитом намного чаще, чем бес-конечная «Гибель богов» Вагнера. Развивать энтузиазм легче, когда занятие доставляет удовольствие, чем когда оно находится далеко за пределами опыта ребенка.
3. Помните, что у детей может быть много преходящих интересов, а может возникнуть один особый интерес, который будет сохраняться годами, если не всю жизнь. Помните, что это их интересы, а не ваши. Возможно, страсть сына к музыке хеви-метал мешает вам сосредо-точиться. Купите наушники (ему или себе!) и посмотрите, куда его приведет интерес к музыке.
4. Демонстрируйте энтузиазм на личном примере, выражая его часто и в отношении многих видов деятельности. Если в вашей жизни нет увлечений, постарайтесь понять почему. Детям трудно открыто делиться тем, что их волнует, если они чувствуют, что мама или папа на другой волне или, что еще хуже, в депрессии. Одна из самых приятных сторон семейной жизни — восторженный рассказ друг другу об интересах, достижениях и мечтах.
5. Помните: позиция «мне все должны» — враг энтузиазма. Если вы постоянно и быстро уступаете требованиям ребенка и не умеете устанавливать ограничения, то он, скорее всего, будет считать, что так и должно быть.
Если он ничего не хочет, тогда ему не к чему стремиться, у него не будет желаний и возможности почувствовать себя счастливым, когда желание исполняется.
Конечно, ваши дети будут сравнивать себя с другом, которому «дают все», но для них гораздо полезнее испытывать волнение и энтузиазм от поставленной цели и работы по ее достижению.
По материалам книги «Самое ценное»