Все привыкли, что техника, работающая в почтовом ведомстве нашей страны, кроме фирменного синего цвета и белой диагональной полосы поперек кузова ничем не отличается от своих аналогов, работающих в других «ведомствах». И мало кто знает, что еще со времен СССР различные энтузиасты периодически предлагали специфические конструкции для облегчения труда почтальонов.
Сегодня я расскажу о проекте гусеничного вездехода, предназначенного для доставки почты и обслуживания линий связи там, где отсутствие дорог – норма жизни. Тем более, речь пойдет о советских временах, а тогда и «направления» были далеко не везде.
Данная машина была спроектирована сотрудниками «Московского специального художественно-конструкторского бюро легкого машиностроения» и «Специального проектно-конструкторского бюро Минсвязи СССР» Новиковым Е., Пракиным Н., Розенгауз С., Тихоновым В. Вдохновением для отечественного «почтальона» послужил канадский вездеход, активно использовавшийся за рубежом для аналогичных целей. Правда, его конструкция была существенно переосмыслена. Работы над изделием с названием «ВЕЗДЕХОД» продолжались с 1974 по 1975 год.
Перспективную машину планировалось изготавливать из стеклопластика. Визуально она напоминала мыльницу с глазами, официально именуемую «четырехгранной усеченной пирамидой с плавно сглаженными ребрами». Для доступа в салон предусматривались два здоровенных проема, которые летом предполагалось оставлять открытыми, а в случае непогоды - прикрывать съемными «дверями», изготовленными из брезента. Тот факт, что на макете они выглядят как нечто прочное – фикция.
В салоне места должно было хватить на два полноценных кресла для водителя и пассажира, а также специального отсека за ними, куда предполагалось складывать корреспонденцию и другой груз общим весом до 50 кг. Про органы управления в описании проекта ничего нет, зато есть фраза о том, что приборная панель должна размещаться «в средней части салона между сиденьями». Очень хотелось бы увидеть это, но, увы…
Двигатель предполагалось разместить в корме. Т.к. у нас традиционно ведущими являются задние звездочки, такая компоновка позволяла максимально упростить процесс передачи крутящего момента от мотора к ходовой.
Особо подчеркивалось, что машина должна была окрашиваться «эмалями ярких, насыщенных цветов и обязательно в один цвет»
Как вы уже поняли, никакого продолжения проект не получил. Огромная площадь остекления и брезентовые двери совершенно не подходили для наших зим. А грузоподъемности в 50 кг «плюс пассажир» было явно недостаточно для выполнения любой более или менее значимой работы. Поэтому доставка почты так и продолжалась на «уазиках», а там, где и они пройти не могли - на лошадях и оленях. А о «ВЕЗДЕХОДЕ» благополучно забыли.
«И пусть весь мир подождет…» - народный слоган для Почты России как нельзя более четко отражает суть работы этой службы. Скорость доставки так и осталась на уровне времен СССР. Казалось бы, и поток корреспонденции должен был сильно упасть с развитием интернета, и техника существенно продвинулась вперед. Может, все же стоило пристальнее смотреть на предлагаемые разработки, или «ну их, и так сойдет!»