Историческое желание России избежать зависимости от Турции из-за проливов Босфор и Дарданеллы, привело к тому, что в конце XIX века, российские инженеры стали разрабатывать водный путь из Каспийского моря в Персидский залив.
Казалось бы, успешная для Российской Империи война 1878 года с Турцией, окончательно похоронила перспективы возрождения Византии. Коалиция Англии, Франции и Германии остановила русские войска на подступах к Константинополю (Стамбулу). Историческая мечта русских царей – отвоевать проливы, так и осталась только мечтой.
В 1893 году на подпись Александру III, приходит проект водного пути, позволяющего иметь России выход в Индийский океан, минуя Босфор и Дарданеллы. Смерть императора не позволила начать работы.
Николай II слишком долго думал над «Транс - Иранским» маршрутом. Череда войн отложила проект в «долгий ящик». А пришедшие к власти большевики, наладили хорошие отношения с Турцией. Не было необходимости тратить средства на строительство нового канала. Кемаль Ататюрк разрешил СССР пользоваться проливами без всяческих ограничений. А в 1936 году была заключена «Конвенция Монтрё», позволяющая Советскому Союзу забыть о «проблеме Босфора».
Как выяснилось позже, вопрос все-равно остался. России крайне важно иметь независимый от Турции выход в Мировой океан, в южном направлении. Водный маршрут из Каспия в Индийский океан и далее в страны Азии, значительно короче и позволяет избежать прохода через турецкие проливы и Суэцкий канал.
А Ирану, сам бог велел, использовать ситуацию и получить ещё один источник доходов.
Проектные работы ведутся и сегодня. Водный путь, протяженностью около 700 километров, в основном должен пройти по фарватерам иранских рек. Строительство шлюзов и дноуглубительные работы оценивается в 10 миллиардов долларов. По предварительным расчетам, окупаемость канала – 7 лет.
Потенциальных инвесторов хоть отбавляй, но как всегда вмешался Вашингтон. С 1997 года все работы по каналу из Каспия в Персидский залив подвергаются американским санкциям.
Самостоятельно Иран не сможет осуществить «стройку века». Тем не менее, определенные движения в этом направлении Тегеран делает. Насколько они окажутся продуктивными покажет время. Американские санкции – это серьезное препятствие на пути водного маршрута из Каспийского моря в Индийский океан.